Слушать новости

Избиратель на выборах - главный

Прослушать новость
Остановить прослушивание
До начала голосования остается чуть больше недели, о выборах сообщают даже банкоматы, кажется уже все знают о новых формах и возможностях проголосовать. И глядя на данные социологических опросов, кажется, что с 17 сентября страна двинется к участкам. Но есть три причины, по которым число желающих и число пришедших разнятся. Первая - отсутствие самой возможности проголосовать или трудности в этом. Ехать через весь город, или в соседнее село – задача непростая. Вторая - многие граждане просто не в курсе, где и как они могут проголосовать. В их картине мира проголосовать – это только лично опустить бюллетень в урну на своем родном участке. Ну и наконец, третья причина – фактор пандемии.

Можно сказать, что все это проблемы самих избирателей. Но подлинно демократичная и эффективная избирательная система всегда во главу угла ставит избирателя как основного участника выборов, учитывает его интересы, потребности, создает ему максимальные условия для участия. Иными словами – выборы должны быть удобными и доступными. С полным пониманием того, что избиратель приходит на выборы не ради их удобства – он делегирует властные полномочия партии или кандидату, которых считает достойными. И потому его право на свободный выбор конкурирующих претендентов – само содержание выборов, важно вдвойне.

В последние годы много сделано для того, чтобы голосование было с одной стороны прозрачным и открытым, а с другой удобным и доступным.

Реализовано это, прежде всего, в идее многодневного голосования. Каждый год, обсуждая итоги голосования, эксперты так или иначе предлагали и такое решение, но из области креатива оно не выходило. Можно сказать, что несчастье помогло – необходимость проводить выборы в условиях пандемии и важность обеспечения безопасность граждан дало возможность опробовать многодневку. Практика показала, что такая форма голосования не только безопасна, но и удобна для избирателя, который теперь может свободнее планировать свое время, в дилемме «семейные дела или гражданский долг» смело заменив «или» на «и». Несмотря на риски короновируса, явка, что интересно, не снизилась. Думские выборы 2021 года позволят окончательно сказать - избиратели многодневку оценили.

Если и другие плюсы многодневного голосования. Голосование «на дому» теперь не будет проводиться в режиме «успеть все за три часа» - комиссия будет проводить его так же три дня, а значит у людей, не имеющих возможности прийти на участок появилась гарантированная возможность голосования на дому. Никто не считал, сколько людей, к которым один раз не успели прийти, на следующих выборах горько махнули на них рукой. Сейчас появилась реальная возможность и нормально составить списки желающих проголосовать и дать такую возможность всем.

Многие годы мы видим то телевизору вертолеты, прилетающие в отдаленные и труднодоступные места, чтобы граждане могли проголосовать досрочно. А в средней полосе находились не менее труднодоступные места – населенные пункты в границах избирательного участка, из которых собственно добраться до него была целая логистическая операция. Тот простой факт, что проще членов комиссии привезти в деревню, чем жителей в комиссию почему-то долго не замечался. Сейчас такая форма выездного голосования – строго регламентированная – стала применяться.

Люди видят более уважительное отношение к себе – и реагируют на это позитивно.

Многие новшества, направленные на удобство и доступность процедуры голосования, уже стали делом привычным. Например, система Мобильный избиратель», которая дает возможность избирателю самому определять не только когда, но и где именно он будет голосовать. За партсписок это можно сделать в любой точке страны, но за кандидата по одномандатному округу – в пределах округа. И практика показывает – это не просто удобство, но и единственная для сотен тысяч людей возможность воспользоваться своим правом (уже сейчас системой воспользовались 1 млн. 600 тысяч). Причем возможность эта «шаговой доступности», поскольку оформить «привязку» можно в любом МФЦ или на портале Госуслуг.

Несомненная новинка сезона – расширение применение сферы дистанционного электронного голосования. В 2021 году ДЭГ будет применяться в семи регионах, включая Москву. Эта форма голосования – пока находится в стадии экспериментальной апробации. Эту новую форму голосования, за которой будущее подчас встречают со скепсисом. Но что интересно - в регионах, где ДЭГ применяют не в первый раз, число желающих проголосовать по ДЭГ растет (так в Москве заявку на ДЭГ уже подали полтора миллиона). Вероятно, избиратель распробовал.
С введением «мобильного избирателя», при многодневном голосовании, а в ряде регионов еще и с возможностью проголосовать по ДЭГ в сферу активного участия в выборах возвращаются целые социальные группы, ранее по факту выпадавшие из выборного процесса. Избирательные комиссии в течении последних нескольких лет весьма успешно информируют о новых (не забывая и старые) формах и возможностях голосования. Интернет сделал это информирование всеобъемлющим. Остаться вне информационного поля можно только совершенно сознательно занимая позицию «ничего не вижу, ничего не слышу, никуда не пойду». А таких, как говорит социология – абсолютное меньшинство.

Потенциально большая часть граждан готова проголосовать.

И первыми это поняли кандидаты и политические партии, пытающиеся освоить новые расширяющиеся окна возможностей по мобилизации: выявить сторонников, склонить на свою сторону сомневающихся, поднять явку среди своих. Для решения этой задачи им не так интересна явка в целом, но такая активность дает кумулятивный эффект.

Ни одна партия в условиях проходящей кампании не ограничивается только своим «ядерным» электоратом – поскольку амбиции у всех гораздо шире установленных социологией стартовых позиций, а возможности склонить людей на свою сторону есть – проблемы и вызовы известны всем, и показать, что именно ты и твой вариант решения лучший – тоже. Борьба за неопределившихся партиями и кандидатами ведется во всех информационных нишах. А расширившаяся доступность голосования вовлекает в орбиту конкуренции социальные группы, работа с которыми прежде считалась неперспективной (внутренние трудовые мигранты, маломобильные граждане, дачники и т.д.). Возможности сегментирования рынка и таргетирования, доступные маркетологам, стали широко применяться и на выборах, адресуя послание избирателю напрямую.

В открывающемся спектре возможностей, в условиях расширения времени, места, способа голосования партии и кандидаты получили новый шанс использовать имеющийся и опробовать новый инструментарий, призванный решить главную цель их участия в выборах – сделать так, чтобы за тебя проголосовали в пятницу – в субботу, в воскресенье. Это процесс здоровый, конкурентный, демонстрирующий заинтересованность партий и кандидатов в активности своих избирателей.

Сегодня избиратели стали объектом повышенного внимания. Однако данные опросов показывают, что раздражения граждане в большинстве не испытывают. На информирование и агитацию, пусть даже и назойливую, он не в обиде. Абсолютное большинство опрошенных ВЦИОМ* граждан (94%) заявили об отсутствии случаев принуждения голосования за конкретную партию. В этой группе заявили о том, что им либо рассказывали о партиях (3%), либо рекомендовали проголосовать за определенную партию, но без оказания давления (10%) и абсолютное большинство не сталкивались ни в какой форме с попытками убедить проголосовать за конкретную партию (81%). Не вызывают у него вопросов и предложения не только проголосовать лично, но и привлечь друзей и знакомых. Все это говорит о том, что корректная и грамотная мотивация к участию, даже на стороне конкретной партии – людей не раздражает. Раздражает подчас имеющая место подмена завлечения принуждением, администрированием, нежелание или неумение поговорить на избирателем с уважением, хотя масштаб такого явления и невелик. Только 13% сотрудников заявили о случаях давления со стороны руководства относительно участия в выборах: 9% заявили о директиве принять участие в голосовании, но без санкций и 4% заявили, что им угрожали последствиями в случае отказа.

Число обращений в избиркомы подтверждает, что жалоб с информацией принуждении голосованию не так много: предварительно речь идет о нескольких десятков обращений примерно из 20 регионов, причем информацию эту нужно проверять, и далеко не в каждом обращении речь идет об угрозах. Тем не менее, каждое такое обращение - серьезная проблема, рассматриваемая на высоком уровне, вызывающая жесткую и справедливую реакцию. Современный российский избиратель не просто свободен в своем выборе, он стал более активно защищать свое право на свободный выбор. Потому что выборы – они для избирателя, он здесь главный.

* Опрос ВЦИОМ был проведен 28-31 августа по заказу Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ). В опросе приняли участие 1600 российских работников промышленных предприятий в возрасте от 18 лет. Методом опроса было выбрано телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров с отбором занятых в промышленном производстве (в т.ч. в добывающей отрасли). Статпогрешность социологическая служба не указала.

Автор — член Общественной палаты Волгоградской области, кандидат социологических наук, эксперт НОМ.

Поделиться:
Новости и материалы
Все новости
Найдена ошибка?
Закрыть