Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Прорыв «двойного назначения»

Андрей Ильницкий и Александр Лосев о том, как армия и ОПК могут стать основой для технологического рывка страны

Сегодня армия по уровню доверия в российском обществе стоит на первом месте среди всех государственных институтов. По данным ВЦИОМ, ей доверяют 87% наших граждан. Это доверие — важнейший ресурс, который необходимо задействовать для развития всей страны. Сунь Цзы в «Искусстве войны» писал: «Побеждают там, где высшие и низшие имеют одни и те же желания». И сегодня именно такой момент. Важно воспользоваться им для прорыва страны в будущее, не потерять время и сосредоточиться на главном.

Направления прорыва

Россия выбрала суверенный путь развития, и этот выбор должен быть обеспечен как идеологически, так и экономически. Все понимают, что нашей стране необходим технологический прорыв. Но какие приоритеты выбрать? На каких отраслях сосредоточить усилия? Мы предлагаем взять за основу отечественные наработки «двойного назначения» — применимые как в гражданской, так и в военной сферах. Это позволит сконцентрировать ресурсы и оптимизировать затраты.

Попутно решаются важнейшие социальные задачи, поскольку уже сегодня на предприятиях оборонно-промышленного комплекса (ОПК) трудится до 2 млн человек. Одно новое рабочее место в ОПК создает от 2 до 30 мест в смежных отраслях. Причем в высокопроизводительных инновационных направлениях.

Предлагаются следующие «направления прорыва»: технологии безопасности (технологии мониторинга и прогнозирования окружающей среды, кибербезопасность и др.); энергетика (ядерная и термоядерная, энергоэффективность и т.п.); робототехника и искусственный интеллект; медицинские и биотехнологии; двигателестроение, авиация и космос; технологии композитных и наноматериалов и др. Возможны варианты.

Отвечая на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ, надо держать в уме ответ КТО будет это ДЕЛАТЬ… Для обеспечения решения задачи технологического прорыва нужна альтернативная доминирующей ныне ЕГЭ-системе — «двухскоростная модель» образования. В качестве «технологии сосредоточения» предлагается начать с реформы естественно-научного сектора средней школы, вузов и университетов России.

Вспомним известную фразу Бисмарка: «Битву при Садове выиграл школьный учитель». Предлагаемая ниже система мер, по мнению авторов, позволит России выиграть подобную битву на полях интеллектуальных — и не только — сражений. А они не только предстоят — они уже идут.

Формирование системы физматшкол и интернатов

Сначала немного о проблемах образования.

Уровень преподавания и знаний учеников в естественно-научных дисциплинах катастрофически упал. Ситуацию с образованием в этом секторе средней школы пора обсуждать в категориях «угрозы национальной безопасности».

Нынешняя ЕГЭ-система обучения в школе ориентирована на выращивание усердного зубрилы, но не на формирование талантливой личности, способной самостоятельно думать и творчески созидать. Как результат — резко снизились уровень набора в технические вузы и качество подготовки выпускников.

Что делать? В качестве прорывной «технологии сосредоточения» в этом секторе образования предлагается сконцентрировать усилия на возрождении и развитии системы специальных физико-математических школ, интернатов и лицеев. Она должна стать базовым элементом национальной системы элитарного образования, направленного на выявление и продвижение талантов — от детского сада (да-да!), школы, вуза и в конечном итоге — до КБ, НИИ и производства. По сути, речь идет о создании сквозной, от школы до НИИ и промпредприятий, системы воспроизводства научно-инженерной элиты страны — профессионалов высшего уровня: ученых и инженеров, конструкторов и рабочих высшей квалификации.

За основу надо взять опыт специализированных школ-интернатов и лицеев при МФТИ (Физтехе), МГУ и НГУ, с их многоэтапной, конкурсно-олимпиадной методикой отбора лучших старшеклассников со всей страны, с системой преподавания, задействующей ученых-практиков, где ученики полностью погружаются в творческую атмосферу.

Для обеспечения широты и качества отбора в эти физико-математические школы необходимо уже сегодня на государственном уровне развернуть тотальную пропаганду знаний, популяризировать науку, научно-техническое творчество.

Всё это должно быть материально и содержательно обеспечено, закреплено соответствующими «показателями эффективности работы» учреждений образования, быть в фокусе государства — как национальный приоритет, внедрено с самого верха и вплоть до уровня муниципалитетов.

В «обычной» средней школе следует увеличить часы на изучение предметов, развивающих навыки самостоятельного мышления, — математики, физики и литературы.

Для начала необходим углубленный и тотальный аудит преподавания естественно-научных курсов в общеобразовательных школах России.

Отдельно отметим важность преподавания отечественной истории в школе всех профилей, от специализированных гуманитарных до физико-математических интернатов и лицеев. История — это дух и просвещенная воля народа, преподавание ее в школе — ключ в страну патриотов. «Утрата патриотизма — чрезвычайно опасная вещь, это первый шаг к глобальной катастрофе. Мы с вами не можем этого допустить ни в коем случае», — подчеркнул президент Путин на встрече с учителями, классными руководителями, подводя итоги учебного года.

Формирование инновационно-оборонного кластера вузов

Научные школы и коллективы, завязанные на вузы и университеты, — кадровая база российской оборонки. Казалось бы, подготовка таких кадров должна быть приоритетом образовательной отрасли России. К сожалению, все с точностью до наоборот.

По данным Минобрнауки России, ежегодно российскими университетами выпускается около 250 тысяч инженеров, из которых лишь около 50 тысяч начинают работать на высокотехнологичных предприятиях, а остальные остаются невостребованными. При этом предприятия высокотехнологичной промышленности, и ОПК в том числе, говорят о дефиците квалифицированных кадров. Отдельно отметим находящуюся «в руинированном» состоянии систему среднеспециального образования — но это тема отдельного разговора.

Дефицит рабочих современного уровня на предприятиях ОПК колоссальный. Проблема национального масштаба.

В чем причина такого дисбаланса?

Во-первых, отрыв содержания вузовских и среднеспециальных учебных курсов, их преподавателей от реальных научно-промышленных задач.

Во-вторых, стремительное развитие наукоемких мультидисциплинарных технологий. Они появляются, изменяются и развиваются гораздо быстрее, чем длится традиционный цикл подготовки инженера.

В-третьих, слабый уровень вузовской науки, отсутствие связей с наукоемкими, интеллектуально-емкими, мультидисциплинарными производствами.

На этом фоне студентов и преподавателей, выпускников и специалистов лучших вузов страны — прежде всего МФТИ (Физтех), МГТУ (Бауманка) и МГУ и др. — активно зазывают работать за границу.

Выстроена и успешно работает система «выращивания мозгов» для Запада за российский счет.

Напомним, система того же Физтеха, созданного по указанию Сталина, была построена ее отцами-основателями (Капицей, Семеновым, Христиановичем и Ландау) именно под оборонку, для обеспечения ее инженерами-практиками университетского уровня подготовки. Государственные мужи знали, что делали.

Чтобы «мозги» не утекали

В качестве «технологии сосредоточения» в высшей школе РФ с целью концентрации усилий и ресурсов, сокращения времени на целевую перенастройку в приоритетных направлениях предлагается сформировать пул вузов, готовящих специалистов инженерно-технического профиля, в интересах инновационно-оборонного сектора российской экономики.

Это примерно 10–15 вузов (не более), среди которых МГУ, МФТИ, МИФИ, МГТУ, МИСиС, МАИ, СПбГУ, СПбПУ, ИТМО, Новосибирский ГУ, Томский ГУ, Казанский и Уральский федеральные университеты и некоторые другие. Приоритет регионам, где наличествует научно-производственная база оборонки.

В качестве первоначальных мер для этих вузов предлагается:

Ввести национальный «Оборонно-промышленный рейтинг вузов», альтернативный программе мирового «5топ100». В основе этого рейтинга, определяющего в том числе финансирование вузов, — увязка их развития с ОПК страны, как в плане подготовки кадров, так и в научных разработках.

На пятилетку вперед для этого пула вузов сформировать госзаказ как по перечню и номенклатуре специалистов, так и по содержанию преподаваемых курсов, вплоть до согласования ученых-специалистов, читающих эти курсы.

Учебные программы и номенклатуру базовых и учебных кафедр пула скоординировать с приоритетными направлениями «технологий прорыва», долгосрочными планами развития инновационного сектора экономики и промышленности страны.

Целесообразно вернуть для студентов-бюджетников этих вузов систему целевого распределения и обязательной отработки после окончания вузов.

Сформировать у студентов этого вузовского пула ясную картину профессиональной перспективы с реализацией жизненной стратегии именно в России. Здесь для будущих специалистов нужна четкая система мотиваций, расписанная на годы вперед. Жилье — льготная ипотека или служебное с передачей, скажем, через 7–10 лет работы — подразумевается.

Предлагается также кардинально перестроить работу кафедр общественных наук и деканатов. Базовая идея — развитие талантливой личности ради служения Отечеству.

Увязать напрямую пул вузов с формирующейся параллельно системой физико-математических школ, лицеев и интернатов для одаренных детей, создав особые условия для их ранней профессиональной ориентации в школе.

Ввести в вузах пула — с последующим расширением на все инженерные вузы страны — систему персональных стипендий для одаренных студентов — именных, связанных с историей российской военной науки и инженерии.

Скоординировать подготовку специалистов в этих вузах с системой подготовки военных инженеров в вузах Минобороны. Проводить совместные с военными вузами Олимпиады, обмены научными курсами, дисциплинами и преподавателями, студентами и курсантами, проводить совместные научно-технические форумы и конференции, выпускать единые научно-исследовательские сборники.

Обеспечить прохождение обязательной воинской службы студентов и выпускников вузов пула в системе научных и научно-производственных рот Минобороны РФ.

Важно отметить, что новых вузов открывать при этом не нужно — необходима лишь перенастройка системы под конкретные задачи. Расходы на образование будут оставаться в рамках принятого госбюджета. Но сама система образования в России при этом станет «двухскоростной» или «многовекторной».

Армия и ОПК — драйверы развития

Для обеспечения подготовки специалистов самого современного уровня министр обороны Сергей Шойгу поставил задачу выведения военного образования на лидерские позиции: «Выпускники военных вузов должны быть готовы решать самые сложные задачи. Для этого готовятся и запускаются самые эффективные и передовые образовательные программы…»

С 1 сентября 2016 года все вузы Минобороны перешли на электронные учебники. Формируются научно-учебные кластеры на базе Академии РВСН им. Петра Великого в Московской области и Военно-медицинской академии в Петербурге, по уровню оснащения не имеющие аналогов не только в России, но и в Европе. В научных и научно-производственных ротах проходят срочную службу сотни военнослужащих. Конкурс в них — около 25 человек на место. Более трети остаются служить офицерами, становясь военными специалистами высшего инженерного уровня.

Растет конкурс абитуриентов в военные вузы. Выпускники специализированных физико-математических классов и школ также пошли в военно-учебные заведения.

Инновационно-выставочный военно-технический комплекс «Парк Патриот», созданный в Подмосковье Министерством обороны, научно-технические международные форумы типа «Армия-2017» впрямую работают на решение задачи стимулирования молодежи к занятию инженерией и наукой.

Складывающиеся тенденции обнадеживают. Оборонно-промышленный комплекс России выступает драйвером развития всей общественно-экономической структуры государства. Нужен акцентированный импульс на перенастройку системы образования в части, касающейся обеспечения интересов инновационной экономики и прежде всего армии и ОПК.

Все, что критично для безопасности, обороноспособности и территориальной целостности России, находится в прямом подчинении президента РФ, а поэтому предлагаемая система мер по кадровому обеспечению ОПК, по мнению авторов, будет носить статус Президентской программы.

Выступая в июне перед академиками РАН, Владимир Путин подчеркнул, что Россия должна стать «одним из лидеров уже начавшейся технологической революции». «Такие шансы, — сказал президент, — у нас, безусловно, есть, несмотря на все потери, которые российская наука понесла в середине 90-х – начале 2000-х годов…»

Шанс есть, а времени на раскачку нет. Есть лишь примерно 10 лет на то, чтобы превратить Россию в мировой интеллектуально-технологический центр, мощь которого обеспечит суверенитет и безопасность развития нашей страны в XXI веке.

Авторы: Андрей Ильницкий, выпускник МФТИ, к.т.н, советник министра обороны РФ, и Александр Лосев, выпускник МГТУ им. Баумана, гендиректор УК «Спутник – Управление Капиталом», член президиума Совета по внешней и оборонной политике РФ

Новости и материалы
Памятник советским солдатам сбросили с постамента в украинском Ровно
Школьница упала с лошади и очутилась в реанимации с разрывом почки
В Аргентине открыли новый вид проворных травоядных динозавров
Экспортную пошлину на золото могут обнулить
Петербуржец подстроил нападение на возлюбленную, чтобы ее впечатлить, но попал под суд
ВСУ обстреляли Белгородскую область
Эрдоган приедет в США в следующий раз
Ведущие пловцы мира готовят многомиллионный иск против WADA
Казанская полиция нашла дома у наркокурьера таз с мефедроном
В Пентагоне ушли от ответа на вопрос, может ли Украина победить Россию
ФИБА продлила отстранение российских спортсменов
ВСУ атаковали два детских сада Запорожской области
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест
Ушедшую на почту и пропавшую певицу два дня ищут в Перми
Ученые научились предсказывать артрит по анализу крови задолго до его появления
Глава Гагаузии призвала главу МВД Молдавии уйти в отставку
Суд в Москве получил жалобу защиты Тимура Иванова на его арест
Авария с Audi и BMW произошла на пересечении улиц в Челябинске
Все новости