Российские контролирующие органы продолжают делать контрольные выстрелы холостыми. Госнаркоконтроль, вместо того чтобы реально бороться с наркотрафиком, охотится на ветеринаров и объявляет в суде кошку физическим лицом, которому якобы сбываются наркотики. А Комитет по финансовому мониторингу, он же финансовая разведка, наконец-то нашел основной источник доходов, нажитых преступным путем. Методом установления минимальных затрат, с которых любое приобретение можно считать подозрительным.
В Думу внесены поправки к закону «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем». Формально автором поправок значится председатель банковского комитета Думы депутат-единоросс Владислав Резник. Негласно свое авторство признают в Комитете по финансовому мониторингу (КФМ). Цель поправок — восстановление контроля за крупными расходами граждан. Законопроект предлагает контролировать все сделки с недвижимостью на сумму свыше 3 млн рублей, а также получение беспроцентных кредитов, покупку ценных бумаг за наличные и сделки с валютой на сумму свыше 600 тыс. рублей.
Мотив поправок — противодействие финансированию терроризма. И, самое главное, поправки резко расширяют круг структур, обязанных предоставлять КФМ информацию о подобных сделках. По действующему закону это обязаны делать только банки (напомним, как раз непредоставление информации о якобы прошедших через банк деньгах, предназначавшихся для выкупа похищенного и убитого заместителя гендиректора КамАЗа Виктора Фабера, стало основанием для отъема лицензии у Содбизнесбанка). Теперь предлагается обязать доносить финансовой разведке о крупных сделках казино, адвокатов, нотариусов, риэлтеров, страховые и трастовые компании, продавцов драгоценных камней и драгметаллов. Причем все эти информаторы не имеют права раскрывать факт передачи информации о вышеупомянутых сделках финансовой разведке.
Комитет по финансовому мониторингу создавался после визита представителей упраздненной еще при премьерстве Касьянова Федеральной службы налоговой полиции во Францию (кстати, до назначения главой этой службы нынешнего премьера Михаила Фрадкова). Там наши налоговые полицейские и узнали о существовании в структуре французского правительства финансовой разведки. Причем во Франции этот орган занимается исключительно сбором и анализом информации, не может инициировать уголовных дел и уж точно не собирает сведения о завсегдатаях казино и ювелирных магазинов у крупье и продавцов. В России же, подчинив финансовую разведку по французскому образцу Минфину, ее теперь решили сделать, по сути, силовым органом, полноценной спецслужбой с широкой сетью информаторов.
Главной и единственной целью создания финансовой разведки была демонстрация Западу желания российских властей бороться с отмыванием денег на волне скандалов вокруг русского бизнеса за рубежом (вспомните хотя бы историю с Бэнк оф Нью-Йорк). Россия очень хотела вступить в международную организацию по борьбе с легализацией доходов, нажитых преступным путем, ФАТФ, и добивалась своего исключения из черного списка этой организации. Тогда же принимался и закон «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем», который теперь хотят поправить. Времена изменились.
В ФАТФ Россия вступила, из черного списка ее исключили. Всерьез заниматься доходами, полученными неправовым путем, в том числе и путем коррупционным, российская финансовая разведка не может.
~ Во-первых, с такой системой ей бороться не по силам, а во-вторых, не для этого ее создавали. Однако любая бюрократическая организация, пусть и силовая, не может существовать без некоторого фиксированного фронта работ. Отсюда и животворные идеи возврата к контролю за покупками, благополучно провалившемуся и совсем недавно отмененному. Отсюда же, кстати, и неутомимая борьба Госнаркоконтроля с ветеринарами. Ну не бороться же им действительно с организованным наркобизнесом. А тут святое дело, под новый закон и его реализацию можно добиться увеличения бюджета и избежать сокращения штатов. Не случайно глава КФМ Виктор Зубков, бывший главный налоговик Петербурга, первым из руководителей федеральных ведомств в ходе личной встречи с Путиным добился сохранения четырех ставок своих заместителей вместо двух положенных по правилам административной реформы и договорился, что не сократит ни одной штатной единицы.
О том, насколько эффективны меры и методы, предлагемые этим сохраненным штатом финансовых разведчиков, никто и не думает.
Хотя связь покупателей ювелирных украшений и даже, страшно сказать, людей, берущих беспроцентный кредит в банке на 601 тыс. рублей, с международными террористами не более очевидна, чем связь ветеринаров, вкалывающих в качестве обезболивающего кетамин кошке, с наркокартелями.
Получается, что два таких почтенных ведомства, создание которых обеспечило к тому же солидное трудоустройства близких Путину чиновников, для внешнего мира демонстрируют готовность России идти вместе с цивилизованным сообществом, активно борясь с наркобизнесом и отмыванием грязных денег. А в своей реальной внутренней практике занимаются придумыванием весьма необременительных и непонятно кому нужных функций, выбивая финансовые и кадровые преференции у государства.