Как сообщает нам новый, избавившийся от команды Юрия Левады ВЦИОМ, 44% россиян считают, что рост цен на хлеб весьма существенно отразился на их доходах. Среди тех, чей душевой доход ниже 1000 рублей, пострадавшими себя чувствуют 68%. Опрос проводился 22–24 февраля, то есть тогда, когда государственные зерновые интервенции уже начали проводиться, но их результаты еще не сказывались на цене хлеба. Тогда за первую неделю торгов на 20–30% ниже среднерыночных цен была продана седьмая часть государственных резервов. По мнению аналитиков, при такой тактике продажи государству в течение полутора месяцев удастся удержать рост цен. Впрочем, в прессе, в том числе и в «Газете.Ru», писали о коррупционном потенциале таких интервенций «ниже рынка».
Что, собственно говоря, следует из результатов опроса? Что повышение цен на хлеб неприятно населению и что оно болезненнее для бедных, чем для богатых. Если опрос нужен был для того, чтобы установить этот факт, то его не стоило бы проводить. Результаты опроса говорят не о влиянии интервенций на рынок и реальной эффективности, а о том, что население действительно страдает и государство вовремя и по необходимости вмешивается в ситуацию.
Проще говоря, публикация данных опроса предназначена для создания благоприятного образа зерновой интервенции, которая предстает не как инструмент экономической политики, а как важный продукт социальной направленности. В этом же состоит задача сведений о том, что, по мнению 41% опрошенных, рост цен связан с недостаточной поддержкой села государством.
Эти данные ничего не прибавляют к знаниям об общественных процессах. Их задача в том, чтобы сделать социологию приводным ремнем, который включает использование общественных настроений в качестве инструмента политического пиара, и становится задним числом обоснованием уже проведенной операции по вмешательству государства в рынок.
Конечно, нет ничего зазорного в том, чтобы на фокус-группах определять популярность политического шага или коммерческого продукта. Зазорна подмена, когда под социологию маскируют пропагандистскую акцию. Потому что публикация результатов этого опроса должна не показать общественности течение и изменение общественных настроений, а лишь продемонстрировать невзначай важность политико-коммерческой операции, проведенной и. о. министра Гордеевым. Собственно, смысл этой административно-коммерческой социологии именно в том, чтобы представить коммерческую схему с участием бюджета социально важным мероприятием.
Назначенный на место Юрия Левады в руководители старейшей социологической службы г-н Федоров, помимо сомнительных рассуждений относительно структуры выборки, тогда говорил: «В последние годы был допущен дисбаланс в пользу политических, рейтинговых и маркетинговых исследований, мы же планируем сделать акцент на социальной проблематике, которая всегда востребована государством».
Проведенный обновленным ВЦИОМом хлебный опрос отвечают не только принципу «акцента на социальной проблематике», но особенно ярко — принципу «востребованности государством». Однако носят, как и предполагалось, не научный, а информационно-пропагандистский характер.