На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на Газету.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

СПС после GR и империи.

На ближайшие два-четыре года СПС обеспечена роль скромного спарринг-партнера официальной партии на региональных выборах. Но это и есть полигон для самоидентификации, строительства коалиций и определения новых электоральных формул.

Политсовет «Союза правых сил» избрал руководство — секретарей президиума политсовета, временных, так сказать, сопредседателей. Положение в СПС стало более понятным. Ключевые рычаги управления взяла команда Анатолия Чубайса: Леонид Гозман и Борис Минц отвечают теперь соответственно за идеологию и региональное партстроительство. Правые намекают, что весной к ним придут министры, которых не возьмут в новое правительство. И расчет тут, по-видимому, на то, что в 2007 году СПС Чубайса станет стержнем новой праволиберальной коалиции, как ДВР Гайдара — Чубайса в 1999-м. Причем именно стержнем и организатором, а не сателлитом или участником.

Но повторить сценарий-99 не просто сложно. Это невозможно в принципе. И дело тут не только в общественном мнении, решительно отвергающем сегодня либеральные идеи и воплощающие их лица. ДВР ведь не был партией в принятом смысле слова, а СПС так и не стал ей. Не случайно история ДВР состоит из электоральных поражений и несоразмерного этим поражениям влияния. Правительство Егора Гайдара, укоренившее революционные представления о свободе, о гражданских правах, о собственности и о капитализме, было кабинетом чрезвычайной во всех смыслах политической воли и в принципе не могло функционировать в режиме электоральной ответственности. Оно, как и созданная из него партия, работало по поручению, но не от имени и, в общем, на исторических, а не на повседневных основаниях. СПС не сумел или не стал менять их, а Владимир Путин взял и выкинул уникальный праволиберальный проект в мусорную корзину своей кадровой политики. Так или иначе, проект исчерпан.

По распространенному мнению, СПС проиграл, так как не определил четкую позицию в отношении Путина. Потому что конформист и путинец Чубайс не сумел выстроить общую линию с демократом и оппозиционером Немцовым. Это утрированный взгляд. Скорее, СПС целиком оказался вне политики, а его нацеленный на комфорт ядерный избиратель не был готов к дрейфу, которого потребовал от партии кризис вокруг ареста Ходорковского.

Но важнее другое. Прошедшие выборы стали в том числе принципиальным столкновением Чубайса с Путиным. Столкновением, определяющим общие правила игры на продолжительную перспективу. Чубайс проиграл. Дело не в том, что пострадала его репутация лидера делового сообщества и суперэффективного менеджера.

Ставка была крупная — ни много ни мало автономная публичная политика, и невозможно сегодня сделать вид, что коллапс-2003 стал локальным поражением в ряду исторических побед.

~ Это не повод для мелкой разборки, а существенный вопрос, когда речь идет о планах на будущее. Команда Чубайса, курирующая СПС с 1999 года, несет значительную долю ответственности за общий провал. Ее управленческая стратегия опирается на GR (government relations — влияние на власть. Ред.). А тактика основана на незамысловатых парадоксах, будь то объединение с «Яблоком», лозунг либеральной империи или угрозы русского фашизма (недооцениваемой, кстати, обывателем и истеблишментом). По GR, мощнейшему ресурсу, Путин на этот раз нанес сокрушительный удар. Тактические же находки и элита, и широкая публика отказались воспринимать всерьез. У этих лозунгов нет перспективы. Теперь, когда речь идет уже не о победе, а о том, чтобы хотя бы определить сам по себе предмет борьбы - за что, собственно, воюем? - полезнее открыто признать это.

Полемика о позиционировании относительно Путина — уходить ли в оппозицию или, наоборот, тесно сотрудничать — сегодня лишена смысла. Хотя бы по той причине, что отсутствует, по большому счету, ее субъект. На ближайшие два-четыре года СПС обеспечена роль скромного спарринг-партнера официальной путинской партии на региональных выборах. Но это и есть полигон для самоидентификации, строительства коалиций и определения новых, актуальных и жизненных электоральных формул. Именно тут при благоприятном раскладе рано или поздно проступят контуры либеральной идеологии и, шире, политической конкуренции грядущих десятилетий. Благоприятный расклад — это в том числе ревизия практики административных разменов, пренебрежение околокорпоративной выгодой и отказ от претензии на монопольное право представлять либеральный интерес российского народа.

Новости и материалы
В Белоруссии под помилование попали 156 иностранцев
Российский лыжник прошел олимпийскую квалификацию, уложившись в норматив на этапе Кубка мира
Военных Сирии и США атаковали в районе Пальмиры
Лауреат Нобелевской премии мира вышел на свободу в Белоруссии
Зеленский сообщил об освобождении украинцев в Белоруссии
СМИ сообщили о крушении легкомоторного самолета в Подмосковье
На Западной Украине массово «заминировали» поезда
Лукашенко решил помиловать 123 заключенных
Европе предрекли проигрыш от любого исхода переговорного процесса по Украине
Стало известно, зачем Лукашенко помиловал политзаключенных
Эстонский депутат покинул правящую партию из-за несогласия с политикой русофобии
«Россия 25» обыграла Белоруссию в матче Кубка Первого канала по хоккею
Премьер Словакии рассказал, что сделают страны Запада после окончания конфликта на Украине
В постпредстве США в Женеве указали на высокие траты ООН на бюрократию
В Финляндии возбудили уголовное дело против Греты Тунберг
Лукашенко освободил оппозиционерку Марию Колесникову
Украинский блогер-миллионник Артур Бабич официально стал россиянином
Полиция Астрахани ищет участника конфликта, в котором пострадал тренер Георгий Заикин
Все новости