Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Юбилейная месть

14.08.2012, 16:32

Слава Тарощина о том, как власть посылает сигналы обществу с помощью памятных дат

Новейшая история России сквозь призму памятных дат ее великих сынов – интереснейшая тема. Оказывается, не все великие сыны, как и рекламные йогурты, одинаково полезны.

Для «датского» ТВ юбилей Юрия Николаева (деятеля телевизионных искусств очень среднего достоинства) всегда предпочтительнее юбилея Генриетты Яновской (штучного театрального режиссера). Петра Фоменко вмиг, разом полюбили телеканалы только после смерти. Его стали называть гением и тотчас присвоили негласный статус медийного лица. А всего лишь месяц назад, когда гению исполнилось 80 лет, он еще не числился медийным лицом. Посему о великом режиссере вспомнил только канал «Культура», запустив в эфир документальный фильм «Фома» пятилетней давности.

В последние годы заискрились новые тренды. С помощью памятных дат политических деятелей государство принялось посылать обществу разнообразные сигналы.

Дни рождения и смерти Ельцина, Гайдара, Черномырдина трактовались в разном ключе, в зависимости от нужд политического момента. То их казнили молчанием, то миловали грандиозными торжествами с участием первых лиц.

75-летие Собчака открыло новые горизонты перспективной отрасли.

Посмертная судьба Анатолия Александровича извилиста и причудлива. Его телевизионный образ нарушителя конвенции при позднем Ельцине был очищен от подозрений при раннем Путине, каковой не скрывал слез на похоронах учителя. ТВ сигнал уловило. 70-летие Собчака праздновалось пышно, как и подобает крупному политическому деятелю. Коренную трансформацию образа спровоцировала очередная дата – в феврале 2010-го исполнилось десять лет со дня его смерти. Она совпала с началом предвыборной лихорадки. Тут-то в светлые головы и пришла мысль срочно переформатировать Собчака из отца русской демократии в учителя лучших людей новой России – Путина и Медведева.

Подобных выигрышных сюжетов в отечественной истории еще не случалось. Даже в педагогическом активе самого известного доселе наставника, Василия Жуковского, значится император от поэзии Александр Пушкин и просто император Александр II. Собчаку удалось воспитать сразу двух президентов, которые надолго взяли страну в свои руки. В документальном фильме питерского режиссера Александра Габниса «10 лет спустя» они отдавали щедрую дань учителю. Путин и Медведев говорили искренне, трогательно, взволнованно, как говорят об очень важном и близком человеке. Владимир Владимирович, судя по его словам, даже многогранностью своей натуры, то есть способностью быть одновременно демократом, государственником и патриотом, обязан Собчаку.

Героинями тех масштабных празднеств стали и две дамы — жена и дочь Анатолия Александровича. Их глаза светились счастьем от восстановления исторической справедливости. Туалеты, прически, макияж продуманы с особой тщательностью. На кладбище звездные дамы в день смерти мужа и отца побывали дважды. Сначала они пришли с Дмитрием Медведевым и с букетами. А к следующему выпуску новостей мать и дочь медленно проделали тот же путь, но уже в сопровождении Владимира Путина (снова при букетах). Юбилей прошел столь величественно и масштабно, что мимо внимания комментаторов прошла одна пикантная деталь. Путин и Медведев, гаранты стабильности нулевых, отдают дань Собчаку, символу лихих девяностых, которые они же, сегодняшние гаранты, назначили причиной всех бед. Впрочем, ученики в очередной раз победили, а победителям неинтересны смысловые оттенки, им важен результат.

Следуя юбилейной логике, 75-летие Собчака должно было стать общенациональным праздником, чем-то вроде юбилея Пугачевой. Но тут в дело вмешалась история со своей вечной иронией. Подкачала дочь героя.

Пока она играла по правилам, все сходило с рук. Только Ксении Собчак было дозволено блистать одновременно в двух домах – условно говоря, в путинско-медведевском и в «Доме-2». Однако, как только она доросла до осознания амбивалентности своего существования, картинка резко изменилась.

Недоюбилей Анатолия Собчака (ни одной специальной программы, только беглый синхрон Путина, где он говорит о патриотизме наставника) – месть дочери за неправильное поведение. Российская власть вообще мстительна, словно прыщавый подросток. Только абсолютная лояльность незамедлительно маркируется как благо с последующим мельканием в ящике, сытной работой, членством в ведущей партии.

Отсутствие лояльности карается строго. Особенно караются перебежчики, от Гудкова до Ксении Собчак.

Хотя нет, всем достается по заслугам. Вон даже великий казахский поэт Абай пострадал из-за того, что его памятник привлек весной оппозиционеров. О дне рождения поэта 10 августа тоже никто на ТВ не вспомнил, хотя прежде всегда ритуально вспоминали.

Итак, открыта новая страница «датского» ТВ. Интересно, кто следующий после Собчака станет объектом юбилейной мести?