Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Дочки своей страны

07.10.2008, 20:13

Александр Гордон озаботился благороднейшей задачей – нащупать грани стыда Ксении Собчак. Процесс нащупывания проходил в «Гордон Кихоте» и сам по себе никакого интереса, как, впрочем, и передача, не представляет. Вдохновляет лишь свобода диалогов. Собчак в очередной раз проинформировала общественность о том, что любит мастурбировать в душе, а взволнованный Гордон в ответном слове пытался вспомнить, когда он занимался сим почтенным делом последний раз.

Итак, блондинка в шоколаде выходит на оперативный простор Первого канала. Видимо, к этому знаменательному событию выпущена в свет ее силиконовая кукла. Скоро мы увидим Собчак в качестве ведущей реалити-шоу «Последний герой», затем ей, вероятно, предложат вести прямую линию с президентом, а там, глядишь, и выборы не за горами. Во всяком случае, в «Гордон Кихоте» прозвучала вполне здравая мысль – пора, мол, девушку в президенты двигать.

Но пока питерская принцесса только завоевывает города и веси необъятной родины, принцесса кремлевская ее обскакала на повороте. В течение двух недель страна с замиранием сердца следила за блокбастером «Галина», посвященном дочери Леонида Ильича Брежнева. Даже если бы я не знала, что к сериалу приложил руку Алексей Пиманов, то с первых кадров поняла бы эту грустную данность. Его творческий метод предсказуем, как мировой финансовый кризис: острый сюжетец из жизни вчерашних власть имущих; картон в качестве строительного материала для характеров, композиции, мизансцен; пряная музыка, лобовой текст. Дефицит таланта с лихвой покрывает убежденность в том, что важнейшее из искусств должно базироваться на неизбывном интересе холопа к барину или к барыне. Исторический выбор Галины, мечущейся между мужиками и бриллиантами, прослежен с дотошностью, достойной лучшего применения. Никто не забыт, ничто не забыто. На поклон к Галине приходит приблатненный парниша Владимир Высоцкий, требующий для начала, конечно же, стакан водки. Местами и временами появляется ейный любовник Марис Лиепа в сбившемся набок женском паричке (нет, не любил он, а только использовал знатную даму корысти ради). Тихо страдает отставленный фокусник Игорь Кио, пресный (в фильме), словно вываренная треска. А еще артисты, циркачи, цыгане – уж сколько их упало в эту бездну. Крутой маршрут героини – от одного любовника к другому – и составляет волнующий сюжет сериала.

Таблоиды, псевдоисторические и современные, становятся основным жанром на ТВ. Они вытесняют на обочину те крохи подлинного, что еще не сожрал алчный рейтинг. Так, замечательный новый цикл «Невероятные истории про жизнь» уже кочует по эфиру, меняя время, а это плохой признак. Кстати, здесь тоже в названии имеется актуальный таблоидный оттенок. Но это тот редчайший случай, когда этикетка соответствует товару. Истории, снятые по материалам программы «Жди меня», потрясают воображение. Скромная московская библиотекарша влюбилась в австралийского гангстера и похитила его из сиднейской тюрьмы; некий итальянец через 60 лет нашел в закарпатском селе любимую женщину (их разлучила война) и предложил ей руку и сердце; месячного Ваню вместе с мамой швырнули в 41-м в ГУЛАГ, обрекли на волчью жизнь за колючей проволокой, и только теперь он узнал, что у него есть брат и шесть сестер… Человеческие драмы нечеловеческого накала поданы в минималистской манере — строгий кадр, жесткий монтаж, ни грана мыла. Редкая для ТВ удача – Игорь Кваша в качестве ведущего. Замечательный актер не утратил дар сопереживания, а потому способен выбрать ту единственно точную интонацию, которая уместна здесь и сейчас.

Но зачем нам Кваша с его пронзительными историями, когда электорату нужны сказки про принцесс, пусть даже не самых морально устойчивых. Впрочем, есть пророки в своем отечестве, которые еще отчаянно борются с безнравственностью. А одному из них, Геннадию Хазанову, даже удалось найти виновных. Проклятые либералы, все беды от них. Это они жаждали свободы, сражались с цензурой, а ведь клетка, мечтательно вздохнул Геннадий Викторович, не только ограждает, но и предохраняет. Чтобы не быть голословным, оратор решил персонифицировать зло в программе «К барьеру!» Список самых безнравственных людей отечества в исполнении главного режиссера Театра эстрады впечатляет. Леонид Парфенов выдал в эфир текст, непредназначенный для чужих ушей. У Льва Додина в «Короле Лире» голые мужики по сцене бегают. Ксения Собчак вместо того, чтобы раз в месяц убирать могилу отца, сидит в телевизоре.

Легче всего расправиться с Парфеновым. Он, к великому сожалению, теперь появляется в эфире не чаще одного раза в год (а то и в два года) с более чем проверенными текстами. Додина победить сложнее. Вряд ли он согласится приодеть своих мужичков, чтобы понравиться Хазанову. А вот Собчак господину моралисту уж точно не одолеть. Могилу отца она, быть может, и уберет когда-нибудь, а вот в телевизоре сидела, сидит и будет сидеть – чем дальше, тем больше. Жаль, что Хазанов настолько увлекся высокой миссией обличителя пороков, что не услышал своего оппонента Ирину Хакамаду, каковой пришлось отдуваться за всех либералов, неустанно умножающих мерзости на ТВ и 10 лет спустя после своего нетриумфального ухода с политической сцены. Ирина задала важный, хотя и вполне риторический вопрос: почему поток пошлости так ложится на сердце русскому народу? Действительно, почему мы жить не можем без Ксений и Галин? Ответ знают только Эрнст и Добродеев.