Бюджет войны и полиции

25.07.2011, 10:37

Властям, видимо, уже настолько наплевать на население, что даже в выборный год они подготовили откровенно антисоциальный бюджет

Выборы не выборы, а денежки прежде всего. Считать наши чиновники умеют, своего не упустят. И если у кого-то оставались сомнения в курсе нашего государства, то Минфин только что развеял последние сомнения, предложив откровенно антисоциальный бюджет на ближайшие 3 года. Будут расти затраты на оборону и безопасность и сокращаться — на социальную сферу.

Тринадцатая зарплата — на войну

Расходы на оборону будут ежегодно расти на 20 и больше процентов — прежде всего, на закупки вооружения и двукратный рост зарплат военнослужащим.

Мы увеличиваем военные расходы на человека с 400 до более 700 долларов в год. По 300 долларов у каждого россиянина дополнительно будут вынимать из кармана ежегодно.

Сейчас россиянин и американец отдают на войну примерно одинаково — по половине своего месячного дохода в год. После реализации бюджетных планов правительства каждый россиянин станет отдавать почти вдвое больше американца — всю свою 13-ю зарплату.

Наш военный бюджет составляет в этом году (по закону) 2,9% ВВП, и мы его увеличиваем за три года ровно на 1 пункт — до 3,9%. С какой страной это сопоставимо? Средний военный бюджет в еврозоне (данные Всемирного банка, 2009 год) 1,7%, в Китае 2%. И только в США военный бюджет намного выше – 4,3%. Конечно, за счет огромного ядерного потенциала и ведения военных операций по всему миру. Наш бюджет выше среднего по миру уже сейчас, и мы стремительно пытаемся догнать США. Но стоит ли это делать?

Военный бюджет России сейчас около $50 млрд. Мы хотим его увеличить до почти $100 млрд. А военный бюджет США свыше $600 млрд.

Даже почти двукратное увеличение военных расходов никак не приближает Россию к паритету с США: для них в последние годы $50 млрд – это просто обычный ежегодный прирост военных расходов.

Попытка установить паритет по военным расходам с США уже развалила Советский Союз. Военные расходы СССР в конце 80-х годов оценивались в 19% ВВП, притом что у США они были около 5%. Именно из-за экономического отставания СССР пытался сохранить паритет путем простого наращивания доли военных расходов в ВВП и в конечном итоге просто развалил свою экономику. Мы что, пытаемся повторить этот подвиг? Имеем все шансы — с тем же самоубийственным успехом.

Вообще для чего нужна такая мощная военная программа России? Что, у страны резко обострилась международная ситуация и мы теперь в окружении врагов?

Давайте поймем простые вещи.

1. Военным всегда будет мало оборонных расходов. Всегда. Только политическое руководство может сдерживать их аппетиты.

2. Военные очень любят играть новыми игрушками. Дайте им новые системы вооружений, и они будут искать поводы их применить. Это их работа. И, если гражданское руководство недостаточно их сдерживает, такие поводы найдутся. Чечня, Грузия — что дальше?

3. Военные расходы не исчерпываются статьей «на национальную оборону». На самом деле они гораздо больше и разбросаны по другим статьям бюджета. Типичные примеры — расходы на космос и ГЛОНАСС, российская навигационная система, которая практически не имеет коммерческой перспективы и создается в первую очередь для военных нужд.

4. Россия кровно заинтересована в максимально широкой программе разоружения, вплоть до уровня минимальной достаточности. Зачем нам ядерное оружие, которое уничтожит весь мир 10 раз? Одного раза вполне достаточно для сдерживания. И тем не менее последний договор по ограничению ядерных вооружений заставляет США действительно сократить свои силы, а Россию — нет, так как она и сейчас вполне укладывается в лимиты этого договора. Этой хитрой позицией Россия фактически обманывает саму себя, а не США: экономическая нагрузка содержания ядерных сил относительно ВВП в России намного больше, чем в Штатах. Россия истощает себя излишними вооружениями.

5. Отказ от всеобщей воинской повинности не планируется. Переход к профессиональной армии не ставится как задача вообще.

Нашей армии по-прежнему нужно «пушечное мясо», а переходить к высокоточным и профессиональным методам ведения войны Россия, похоже, не планирует.

6. Есть люди, прямо заинтересованные в наращивании объема госзакупок. По мнению самого президента России, который еще в декабре 2010 утвердил эту новую военную программу, на госзакупках воруется каждый пятый рубль. А в военной программе, ввиду секретности, эта цифра может быть существенно выше. Как бы то ни было, двукратный рост закупок вооружений означает двукратный рост нелегальных доходов госворов.

Так стоит ли ускоренно наращивать военный бюджет Россиии? Конечно, я за модернизацию ядерных вооружений, но только при их реальном сокращении.

Кстати, одностороннее сокращение военного бюджета России в начале 90-х (в связи с экономическими проблемами) привело почти на десятилетие к реальному всеобщему разоружению: мировой военный бюджет сократился почти вдвое. Американский, кстати, тоже. К сожалению, этот век начался с бурного вооружения всего мира — рекордные военные бюджеты времен «холодной войны» уже давно побиты. И тон новому витку вооружений задали США. А теперь и Россия активно включается в эту гонку, которая уже однажды привела к развалу нашей страны.

Бюджет полицейской дубинки

Денег на полицию власть не жалеет. Расходы на обеспечение безопасности возрастают в следующем году сразу в 1,4 раза. Полиция переводится на финансирование из федерального бюджета, а доходы полицейских удваиваются.

Зачем? Как известно, кто платит, тот и танцует даму.

Выборы 2012 года вызывают у власти некоторое беспокойство, и она укрепляет полицейскую вертикаль, чтобы избежать неожиданностей.

Помните протесты дальневосточников против повышения импортных пошлин на автомобили в 2008 году? Собственный ОМОН не желал усмирять смутьянов, да и местная власть сочувствовала протестующим и не торопилась отдавать жесткие приказы. Для разгона бунтарей был прислан ОМОН из центральной России. Теперь таких инцидентов быть не должно: полиция больше не подчиняется местным властям и не получает от них денег. И после чистки в связи с принятием нового закона в ней останутся только преданные.

Увеличение расходов на безопасность происходило все последние годы постоянно. Но это странным образом не приводит к ослаблению террористической активности в стране — наоборот, теракты становятся все более жестокими и публичными. Может, дело все-таки не в размере расходов, а в их использовании?

Ради борьбы с терроризмом в стране отменили выборы губернаторов (хотя какая тут связь?), наложили ограничения на СМИ, расширили права ФСБ и полиции, ограничили суды присяжных и т. д. Мы жертвуем демократией — это очевидно. Но где эффект? Может, надо как в Норвегии? Чтобы премьер-министр на теракт отвечал, что нужно еще больше демократии, чтобы избегать терактов?

Нищенки бюджета

Это, конечно, вся социальная сфера. Предполагается номинальное сокращение расходов на образование, гражданскую науку, здравоохранение, культуру и кино, физкультуру и спорт, СМИ, межбюджетные трансферты регионам и особенно резко на ЖКХ. Это значит, что в реальном исчислении — т. е. с учетом инфляции — сокращение по этим статьям будет значительно больше.

Прежде всего, это, конечно, следствие реформы бюджетной сферы. Сразу после выборов — с 1 июля 2012 года – школы и больницы вдруг встанут перед необходимостью где-то находить деньги на оплату ЖКХ, т. к. доля бюджета в этих выплатах резко упадет. И пойдут расти задолженности учреждений бюджетной сферы... Вообще этим учреждениям придется осваивать искусство разведения людей на деньги, иначе даже на зарплаты не хватит.

Не стоит обманываться ростом расходов по статье «социальная политика». Это в основном трансферт Пенсионному фонду. Он растет. Но традиционно не обращается внимания публики, что уже четверть этого трансферта — это не пенсионные выплаты, а администрируемые ПФ чисто бюджетные расходы типа материнского капитала или пособий на погребение.

Бюджетные расходы скидываются на ПФ, а затем начинаются стенания по поводу слишком большого его дефицита. В связи с чем надо поднимать налоги на зарплату и повышать пенсионный возраст...

Идиотизм бюджета

Некоторые вещи в бюджете я объяснить не могу никак, при всем желании. Никакого другого слова к ним подобрать просто не могу, простите уж за грубость.

Хотите, я найду вам в бюджете текущего года 179 млрд рублей или $6,3 млрд? Вообще делать ничего не надо, требуется только росчерк пера. Давайте хранить деньги Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в рублях, а не в долларах. Зачем хранить их в долларах, если бюджетом планируется укрепление номинального курса рубля? Для перевода их в рубли требуется только распоряжение Минфина и больше ничего. Реальной продажи долларов на рынке не будет, как не было их реальной покупки. Это просто условные расчеты. И убыток бюджета в виде «курсовой разницы» будет ликвидирован. А уж если эти деньги положить хотя бы на депозит в банке, то доход от них будет просто невероятен (впрочем, это совсем из области фантастики).

Или вот еще. Дефицит федерального бюджета планируется в размере около 700 млрд рублей. И почти столько же планируется отправить доходов в Резервный фонд. Направьте эти деньги на расходы. В самом деле, зачем занимать деньги, когда они у бюджета есть? Тем более что проценты по занятым бюджетом деньгам существенно выше, чем проценты по размещаемым им средствам. Процентные потери очевидны — не менее $1 млрд в год только по трансферту в Резервный фонд этого года.

Этими двумя росчерками пера федеральный бюджет сразу превратился бы из дефицитного в профицитный. И всякое нытье по поводу необходимости увеличения налогов, пенсионного возраста и т. д. потеряло бы всякий смысл.

Но разве это кому-то нужно?

А вот еще один сюжетец. Дмитрий Медведев заявил о необходимости изменения программы приватизации и продажи реальных контрольных пакетов российских предприятий. Но программа приватизации по сравнению с утвержденной в прошлом году никаких изменений по цифрам не претерпела. Это что означает? Что Минфин игнорирует прямые указания президента? Или собирается продавать контрольные пакеты акций по тем же ценам, что и миноритарные пакеты?

Если реально продать контрольные пакеты хотя бы нескольких крупных российских госкомпаний, это увеличит доходы от приватизации не меньше чем в 3 раза.

Но этих поступлений в бюджете нет.

Девальвация-2012

Поразительно легко избавляется Минфин от реальных экономических проблем.

Вот реальная проблема. Если мировые цены на нефть больше расти не будут (а по планам Минфина, они даже снизятся до 90 с небольшим долларов за баррель), то объем экспорта стабилизируется. А импорт растет, причем с ускорением — в 2010 году на 30%, в первом квартале этого года на 41%, во втором на 43% (к соответствующему периоду прошлого года). С таким темпом за два года импорт догоняет остановившийся экспорт. И вот он, валютный кризис.

Центр развития ВШЭ посчитал, что уже во втором квартале будущего года профицит счета текущих операций платежного баланса сокращается менее чем до 1% ВВП и девальвация рубля встает в повестку дня — это станет одним из первых решений нового президента в его первые 100 дней.

Причина быстрого роста импорта очевидна — укрепление реального (т. е. с учетом инфляции) курса рубля. К основным валютам реальный эффективный курс рубля вырос за 2010 год на 9,6%, за 4 месяца этого года уже на 5,7% (в годовом исчислении это 17%). Это удешевляет импорт, который вытесняет с внутреннего рублевого рынка продукцию отечественного производства. Что приводит к стагнации экономики, тормозит и обращает вспять экономический рост.

Отчасти рост курса рубля «съедается» оттоком капитала из страны, ставшим почти нормой после кризиса 2008 года. Центробанк на самом деле рад этому оттоку: он категорически не хочет больше скупать валюту в свои резервы, пусть бежит из страны сама. Ведь скупка валюты означает денежную эмиссию, что приведет к росту рисков инфляции. Немного странная позиция Центробанка страны, не правда ли?

Рубль сегодня явно переукреплен: его реальный курс никогда не был столь высоким за последние лет двадцать. Девальвация необходима российской экономике как воздух. Ее стоит воспринимать как благо, а не как зло. И девальвация хотя бы процентов на 50 дала бы шанс реальному ускорению экономического роста в стране (как это было после кризиса 1998 года).

Но наши денежные власти, если (когда!) встанут перед этой необходимостью, предпочтут резать хвост собаке по частям, допуская небольшую девальвацию и всячески пытаясь сделать ее поменьше, плавной и незаметной. В таком варианте она, конечно, не будет иметь никакого положительного эффекта для российской экономики.

Это реальность. А возвращаясь к минфиновскому бюджету, проблемы просто нет. Рубль номинально останавливается на цифре 28 к доллару (почему?). Хотя это означает продолжение укрепления реального курса рубля (ведь инфляцию никто не отменил), тем не менее рост импорта замедляется до 15% годовых (почему?), а потом начинается рост экспорта (почему?) и все в порядке. Зачем нам проблемы? Мы их в упор не видим (пока они сами не дадут нам в морду).

Поразительно. Столь откровенный антисоциальный бюджет перед выборами.

Есть, конечно, такой вариант: правительство специально сделало такой жесткий бюджет, чтобы в Думе партия власти внесла кучу социальных поправок и тем самым поправила свой собственный имидж. Но тогда стоит признать, что Путин готов пожертвовать собственным имиджем ради имиджа «Единой России». Верится в это с трудом.

Нет, скорее всего, нашим высшим чиновникам уже настолько наплевать на мнение избирателя, что они даже перестали делать вид, что их это интересует. Гораздо интереснее то, что звенит в их карманах, и терять хотя бы год из-за выборов они совершенно не готовы...