Бизнес на хулиганах

16.09.2005, 11:25

Помните, еще пару десятков лет назад про современную музыку можно было узнать только от друзей по двору и еще иногда от Севы Новгородцева. Эти же друзья передавали из рук в руки перезаписанные до дыр кассеты фирмы BASF, а чаще «Свема» с популярными на Западе рокерами и металлистами. Простые обыватели удивлялись странным надписям на подъездах АС/DC, Aerosmith, Pink Floyd. Поклонники Depeche Mode собирались у памятника Маяковскому и обменивались пластинками. Учеников художественной школы заставляли копировать плакаты и постеры, а на тетрадях рисовали черепа. Особенно одаренные одноклассники умели подбирать на гитаре хиты Metallica, а бездарные ходили драться стенка на стенку с гопниками из соседнего района. В провинции вообще доходило до смешного. Например, все крутые парни города Херсона одно время ездили на «девятках» и слушали группу Roxette, в Англии популярную в основном среди учениц колледжей.

Но железный занавес рухнул, западная культура, как принято говорить, хлынула на постсоветское пространство, и предложение тут же удовлетворило спрос. Появились журналы, радиостанции альтернативной музыки, к нам стали приезжать модные исполнители. С появлением в жизни интернета музыкальные запросы оказались полностью удовлетворены. И дальше произошел довольно серьезный спад популярности. Бывшие панки и металлисты превратились в менеджеров, за праздничным столом все чаще стали распевать «Владимирский централ», а те, кто остался верен пубертатным идеалам, доживают свой век все там же, в «трубе» на старом Арбате. Последним гвоздем в гроб массовости альтернативной культуры стало закрытие радиостанции Ultra и открытие на ее месте Best FM, и по названию, и так больше напоминающую «Хит FM». Михаил Козырев не смог вывести станцию на самоокупаемость, и Борис Березовский решил ее закрыть.

И все было бы хорошо, если бы не выяснилось, что, пока популярность альтернативной музыки стремилась к нулю, выросло новое поколение, которое тоже жаждет протеста и требует «не такой, как везде», музыки. Таких, как обычно, не очень много (большинство приличных детей все-таки смотрят вместе со всей семьей «Фабрику звезд» и ходят на концерты Жасмин), но они есть. А если есть потребитель, то должен быть и товар, который можно ему продать. Рекламодатели, а вместе с ними и медиабизнесмены пытаются вычерпать воду даже из следа от козлиного копытца. Рекламный рынок продолжает дифференцироваться. Уже не нужна просто большая аудитория, а нужна специализированная. Скажем, не просто женщины, а матери, или не просто мужчины, а строители. Так вот, активные подростки с яркой жизненной позицией оказались весьма ценной аудиторией. Социологические опросы показывают, что 68% молодыx людей от 12 до 28 лет недовольны форматом основных музыкальных телеканалов. А ведь у них тоже есть любящие родители, да они иногда и сами готовы покупать себе дорогостоящие мопеды, сноуборды, велосипеды и прочие атрибуты подросткового счастья. Все это обещает неплохие доходы.

Одними из первых возможную прибыль почуяли на радио. Холдинг «Газпром-Медиа», еще недавно закрывший альтернативное «Открытое радио», запускает новое радио Next. Сейчас его слушают 180 тыс. человек в день. Это не самый лучший результат. Бывшее на его месте фольклорное радио «Тройка» слушали 232 тыс. человек, а радио Ultra — когда-то даже 357 тыс. Next — одна из первых попыток альтернативы, и не самая показательная: у станции все-таки слишком узкий формат – рэп, хип-хоп и r’n’b. На днях стало известно о возобновлении вещания радио Ultra. В управляющей компании «Ультра-Продакшн» заявили, что теперь станция будет вещать в формате Alternative Rock. Аудитория, на которую рассчитана радиостанция, как следовало ожидать, молодежь 14–25 лет, преимущественно мужского пола.

Как всегда с небольшим опозданием все модные тенденции дошли до телевидения. Месяц назад в тестовом режиме началось вещание нового альтернативного телеканала А-ОNE. На днях он должен официально выйти в эфир. Пока же вместо бегущей строки с надписью «Тестовое вещание», полностью соответствуя молодежной стилистике, внизу экрана бежит строка «Настройка приблуд и девайсов». Телеканал специализируется на «немейнстримовых» музыкальных направлениях – урбан, ню-метал, фанк, панк-рок, этно, инди и пр. Распространяться он будет через спутниковые пакеты «НТВ-Плюс», «Космос ТВ», а также провайдеров «Комкор ТВ», «Стрим ТВ». Сейчас с ними заключаются контракты.

С октября телеканал запускает в эфир программы собственного производства. Любопытно, что все программы будут идти не больше 12 минут. Это создатели канала объясняют тем, что современное поколение привыкло быстро получать информацию. Среди новинок на российском телевидении – программы для просмотра лежа: картинка на экране повернута на 90 градусов. Зарабатывать канал собирается сразу на нескольких статьях дохода. 80% — это так называемый интерактив, то есть SMS-сообщения, 20% — реклама. В дальнейшем прибавится концертная деятельность, звукозаписывающий бизнес и пр. Хозяева по итогам первого месяца тестовой работы остались довольны своим каналом. По крайней мере, так говорят. Уже сейчас в него вложили почти $1 млн, окупаемость по бизнес-плану должна наступить уже через год. Канал, также как и компанию, которая предоставляет мобильные услуги (ООО «Информмобайл»), контролирует банк «Резервные финансы и инвестиции», по итогам прошлого года он стал одним из лидеров по объему ликвидных активов. Идея создать телеканал пришла как раз после появления компании по предоставлению мобильных услуг. Зачем торговать SMS на чужом канале, когда можно на своем?

Но и сверхприбылей ожидать не приходится. Канадский альтернативный канал Fuse, британский YoTV, хотя и очень популярны в молодежной среде, завоевать массовую аудиторию не могут. С другой стороны, им этого и не надо.

У появления молодежных альтернативных СМИ, как часто бывает, есть две стороны — экономическая и политическая. Если с первой все понятно, это новая, пока еще пустая ниша, то со второй интереснее. Молодежь всегда стремилась к альтернативе, особенно тогда, когда чувствовала, что в повседневной жизни ей не хватает свободы. Из подростковых музыкальных течений вырастают теперь не только хулиганы, но и революционеры. Если популярность альтернативной музыки будет расти и дальше, то нам всем придется задуматься: не попытаются ли парни, наслушавшиеся свободного хеви-метал, освободить и всех нас? Одним из первых такую опасность почувствовал замглавы президентской администрации Владислав Сурков, позвав к себе на чай российских рокеров. Это, впрочем, не помешало лидеру ДДТ Юрию Шевчуку прочитать на последнем фестивали «Нашествие» 40-минутную лекцию о том, какой у нас нехороший президент. Альтернативная молодежь восприняла ее на ура.