Молочный путь назад

10.02.2009, 10:38

Молочные реки министра Гордеева – возвращение «совка» в его худшем виде

«Ну так принесли бы нам сегодня, угостили бы молочком, чего же жадничать», — сказал премьер-министр Владимир Путин в понедельник на заседании президиума правительства, обращаясь к министру сельского хозяйства Алексею Гордееву. Тот пожаловался на невнимание населения к полезным свойствам молока, отчего произошло падение его потребления (за прошлый год) на 5%. Из этого события министр сделал феерический вывод: «Мы видим, что здесь, очевидно, со стороны государства необходимо развивать социальную рекламу, то есть популяризировать этот продукт».

Реклама

Казалось, премьер издевался над министром, брошенным на сельское хозяйство почти 10 лет назад, да так и увязшим в бескрайних полях и яйценоских амбарах. Ан нет: глава правительства счел необходимым, идя навстречу пожеланиям Гордеева, начать кампанию по популяризации молочных продуктов в средствах массовой информации, в том числе государственных.

Как писал автор слов трех редакций нашего гимна: «Дает ко-ро-ва мо-ло-ко». За буквой буква. К слогу слог. Ну хоть бы кто-нибудь помог». Как в воду глядел — обращение за помощью таки поступило.

Но даже С. В. Михалков не мог и предположить, что в жесточайший финансовый кризис под «социальную рекламу» молока можно выбить из государственного бюджета, дефицит которого не вызывает сомнений, немного денег. Оголодавшие производители рекламы, поди, уже выстраиваются в очередь на тендер с одной только мыслью: «Хорошо иметь домик в деревне»… Желательно под названием Жуковка.

Сцена живейшим образом напомнила 1990-е годы, когда в правительстве помимо монетаристов, совместно с мировой закулисой разваливших и распродавших нашу родину, трудились экзотические персонажи, стремившиеся выполнять «план по яйцу». Или по заготовкам хвойной муки, чем отметился в истории подзабытый ныне вице-премьер Олег Иванович Лобов. Или Александр Харлампиевич Заверюха, зам Виктора Степановича Черномырдина по селу, прославившийся великим афоризмом, в котором сконцентрирована вся многовековая мудрость русского народа по отношению к самому себе: «Россия должна кормить своих крестьян».

Какое время было! И вот оно возвращается! Даешь государственную рекламу молочных продуктов!

Но, мнится, это уже не «лихие 90-е», а гораздо более ранние времена. Когда реклама так и выглядела: «Летайте самолетами «Аэрофлота», — будто бы можно было на чем-то еще летать. Когда вся логика догоняющего развития сводилась к монопродукту, например к кукурузе. Когда страна полнилась колбасными электричками. Когда была Продовольственная программа, но совсем не было мяса. Когда в анекдоте Брежнев говорил: «Мы идем к коммунизму семимильными шагами, а скотина за нами не поспевает».

Молочные реки министра — это тип мышления советского руководителя, который считает, что спрос можно разогреть предложением социальной рекламы. Это возвращение «совка» в его худшем виде в логике принятия управленческих решений.

И этот диалог министра с премьером, достойный пера Ионеско и Беккета, происходит не на Политбюро в годы позднего застоя, а на заседании президиума правительства в конце первого десятилетия XXI века! До чего ж сильны менеджерские архетипы советской эпохи…

А может, больше стали пить водки вместо молока? Или перешли на колу? Или в городах изменилась структура потребления продтоваров — урбанизированная молодежь хлещет кофе с виски и знать не знает о полезных свойствах молочных продуктов? Да мало ли чего еще могло произойти с «пролитым молоком» (И. Бродский) за год выборов, осетинской войны и финансового кризиса. В конце концов,

по данным официальной статистики, в январе 2008-го к январю 2007-го цены на молочную продукцию выросли на 32,4%, а в январе 2009-го к январю 2008-го — на 10,3%. Итого за два года — 42,7%.

Притом что в структуре стоимости минимального набора продуктов питания молочные продукты занимают немалое место — 18,3%. Как говорил О. И. Бендер, «овес нынче дорог». Кто-то мог и снизить потребление при таком росте ценовых пропорций.

А так-то что? Понятное дело — народ виноват. Сознательно недоедает и недопивает. Травит себя менее полезными, чем молоко, продуктами. Надо направить его на путь истинный, то есть показать молоко по телевизору.

И тогда будет всем счастье. Как когда-то с кукурузой. Или с хвойной мукой. Или, не сказать худого слова, с яйцами. А у кого-то на этом деле даже в суровые дни кризиса появится честно заработанный домик в деревне. В Жуковке.