Эксперт прокомментировал возможность появления гражданского сверхзвукого самолета

Сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144. Аналог французского «Конкорда». Отличительной... Артем Сизов/«Газета.Ru»

Появление сверхзвукового гражданского самолета возможно в ближайшие годы в сегменте бизнес-джетов, но в коммерческой авиации экономически не целесообразно. Такое мнение «Газете.Ru» высказал ведущий эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Андрей Крамаренко.

«Сверхзвуковая авиация — это очень дорогое удовольствие. Двигатель, который может развивать скорость выше скорости звука, не может быть экономичным с точки зрения расхода топлива, а сейчас в авиапроме идет борьба за каждую каплю керосина», — отметил он.

Реклама

Кроме того, обращает внимание Крамаренко, сверхзвуковые технологии, которые есть у нас, находятся на уровне давно ушедших лет, и при создании пассажирского лайнера такого типа фактически необходимо с нуля разработать очень сложный самолет.

«И большой вопрос, удастся ли это нашему авиапрому при сегодняшнем уровне», — добавляет он.

Нельзя при этом забывать, что самолет — очень сложный продукт, производители смогли добиться готовности к вылету своих лайнеров до уровня 95%, со сверхзвуковыми — это невозможно.

«Со всех сторон издержки сверхзвуковой авиации настолько высоки, что коммерческим такой проект быть не сможет», — уверен эксперт.

При этом в России нет даже платежеспособного спроса на подобный самолет.

«Он мог бы летать, конечно, в Хабаровск или Владивосток, но авиасообщение с этими регионами и так субсидируется государством, а здесь нагрузка вырастет в разы», — добавляет Крамаренко.

Несмотря на все риски и издержки, разговоры о создании пассажирского сверхзвукового самолета идут и за рубежом. Крамаренко поясняет, что рынок для таких самолетов очень узкий и специфичный.

«Есть очень богатые люди, которые готовы платить за возможность летать со скоростью звука, даже не столько для экономии времени, сколько для антуража», — добавляет он.

Для них в сегменте административных самолетов в течение ближайших 10 лет что-то подобное может появиться, но это будет совершенно не коммерческий проект, подчеркивает эксперт.

Ранее сообщалось, что президент России Владимир Путин предложил создать гражданский сверхзвуковой самолет.