Потеря лидерства: Узбекистан подрезал автопром России в Казахстане

Узбекские автомобили вытесняют «АвтоВАЗ» из Казахстана

После долгого периода доминирования Lada в Казахстане автомобили из Узбекистана отняли у российского автопрома лидерство в республике, следует из статистики продаж. Инициативу захватил «Узавтосоноат», который уже несколько лет безуспешно пытается завоевать рынок России с бюджетными моделями Chevrolet. Генеральный партнер «АвтоВАЗа» в Казахстане обвинил местных чиновников в подыгрывании конкурентам. Впрочем, продукция российского автозавода и так обречена терять внешние рынки, полагают эксперты.

За первые пять месяцев 2021 года в Казахстане было продано 2573 автомобиля Lada, что на 52% ниже, чем за аналогичный период прошлого года, свидетельствует статистика «КазАвтоПрома». Российский автогигант занял последнюю строчку в пятерке лидеров рынка, в то время как в прошлом году был первым по продажам за этот период.

Автомобили Chevrolet, которые поставляет узбекский сборочный завод «Узавтосаноат», вышли на первое место по продажам – с января по май было реализовано 11,7 тыс. штук, что (с учетом ликвидированного зонтичного суббренда Ravon) демонстрирует взлет продаж почти в 4,5 раза.

Выросли за отчетный период продажи и у других лидеров рынка, но не с такой скачкообразной динамикой, как у Chevrolet. Так, занимающий вторую строчку Hyundai увеличил продажи до 10,3 тыс. автомобилей (в 2,2 раза больше), третья по по этому показателю Toyota реализовала 5,6 тыс. авто (в 1,5 раза), а четвертая — Kia — продала 2,6 тыс. шт. (плюс 8%).

Локальный кризис продаж «АвтоВАЗа» произошел впервые за последние 5 лет, все это время на долю Lada приходилось четверть рынка Казахстана, в отдельные периоды доля бренда достигала 30%,

отмечает заместитель председателя правления «КазАвтоПром» (объединяет предприятия автопрома РК) Артур Мискарян. Это было закономерно, учитывая хорошо налаженное производство Lada в Усть-Каменогорске на заводе «Азия Авто» и самую обширную среди автокомпаний Казахстана дилерскую сеть группы «БИПЭК Авто» (владеет «Азия Авто») в стране, объясняет собеседник издания.

«Сейчас, если сравнивать с прошлым годом, то у бренда Lada продажи упали чуть более чем в полтора раза, марка все еще входит в пятерку лидеров рынка, но, если говорить о цифрах, то продажи «АвтоВАЗа» на данный момент сопоставимы с реализацией машин Volkswagen, при том, что автомобили немецкой компании – это совсем другая ценовая лига», – поделился мнением с «Газетой.Ru» Артур Мискарян.

Краска легла неправильно

Проблемы у генерального партнера «АвтоВАЗа» в республике – сборочной площадки «Азия Авто» – начались в конце 2019 года. Министерство индустрии и инфраструктурного развития (МИИР РК) Казахстана разорвало контракт на промсборку с, принадлежащим казахстанскому бизнесмену Анатолию Балушкину (35-е место в казахстанском рейтинге Forbes с оценкой состояния в $153 млн), заводом и потребовало вернуть государству 174 млрд тенге (около 29,6 млрд рублей).

Именно в такую сумму министерство оценило ущерб государства из-за того, что сборочный автозавод в Усть-Каменогорске не выполнил в обмен на таможенные и налоговые льготы взятые обязательства по локализации производства. А именно не были возведены цеха сварки и окраски кузовов, что не позволило перевести это производство из статуса «отверточного» крупноузлового в разряд CKD (мелкоузловая сборка), посчитали чиновники.

В начале марта этого года сборка на «Азия Авто» полностью завершилась, руководство вынуждено было пойти на беспрецедентный шаг – уволить около четырех тысяч сотрудников. Сам владелец завода обвинил в власти в пристрастной позиции в этом вопросе и напрямую указал на игру в пользу конкурентов.

«Мы-то в общем говорим: «Господа, вы проверьте, почему ни одной проверки до сих пор нет? Как можно голословно о чем-то утверждать?

О чем можно разговаривать, когда идет цель перебить наши контракты и утащить их на другие [сборочные] площадки? Все, точка.

Под большим покровительством господина [Романа] Скляра (вице-премьера правительства РК) и, к сожалению, премьер-министра (Аскара Мамина – «Газета.Ru»), действующего на сегодняшний день. Это надо понимать», — заявил в обращении к коллективу Анатолий Балушкин.

Борьба за рынок

В компании «АвтоВАЗ» не стали комментировать вопросы о возможных недобросовестных действиях чиновников Казахстана против генерального партнера «АвтоВАЗа» в союзном государстве, о чем говорил владелец «Азия Авто». Не ответили на эти же вопросы в Минпромторге России и в МИИР РК. В Минэкономразвития РФ заметили, что этот вопрос находится не в их компетенции. Компания «Узавтосоноат» не ответила оперативно на вопросы «Газеты.Ru». Впрочем, в Минпромторге подчеркнули, что министерство в курсе сложившейся ситуации. Совместно с правительством Республики Казахстан была оказана помощь «АвтоВАЗу» в поиске и подборе нового партнера в РК, им стала компания AllurGroup, сообщили в пресс-службе ведомства.

Официальный представитель «АвтоВАЗа» подтвердил эту информацию, подчеркнув, что министерство промышленности РФ и правительство РК «совместно оказали неоценимую помощь «АвтоВАЗу» в переносе производства автомобилей в Костанай» на завод «СарыаркаАвтоПром».

«Мы получаем поддержку на межгосударственном уровне и в настоящее время и благодарны за нее.

Утрачивание Lada лидерской позиции в Казахстане – это временное явление, которое было связано с переносом производства в Костанай и выбором дистрибуторов.

Сейчас производство идет уже несколько месяцев, и дилерская сеть наполняется автомобилями», – заверил «Газету.Ru» Сергей Ильинский.

Иного мнения придерживается Артур Мискарян из «КазАвтоПрома», он отмечает, что внезапная остановка производства на «Азия Авто» поставила в непростую ситуацию «АвтоВАЗ»: новая площадка – «СарыаркаАвтоПром» – в первую очередь, сотрудничает с брендами из Узбекистана (Chevrolet) и Китая (JAC), поэтому российской стороне придется искать какой-то консенсус для того, чтобы получать мощности под Lada.

«Удастся ли найти этот консенсус – пока неизвестно», – сказал Артур Мискарян.

На «АвтоВАЗе» подчеркивают, что для них возвращение и лидерства бренда на местном рынке – вопрос времени. Для компании Казахстан – стратегически важный рынок и Lada намерена развиваться на нем, заметил Ильинский.

Впрочем, шансы российского автогиганта в странах СНГ все ниже, «АвтоВАЗ» со временем будет терять свои позиции на внешних рынках, убежден независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.

«АвтоВАЗ», безусловно, современное и технически достаточно хорошо вооруженное предприятие.

Однако при прочих равных конкуренты предлагают более интересную продукцию.

Тот же Hyundai и Volkswagen в бюджетном сегменте быстрее проводит технологическое переоборудование и дает клиенту более привлекательный продукт. Из-за этого со временем «АвтоВАЗ» будет все меньше продавать автомобилей на внешних рынках», – заметил в беседе с «Газетой.Ru» Бургазлиев.

Помимо локального рынка «Азия Авто» был стратегическим партнером «АвтоВАЗа» в поставках автомобилей на рынки Узбекистана, Туркменистана, Кыргызстана, Грузии, Армении и даже Китая. Потеря поставок 17,5 тыс. машинокомплектов — солидный урон по экспортному потенциалу «АвтоВАЗа», отметил эксперт.

Поделиться:
Новости и материалы
Петржела уверен в востребованности Карпина в Европе после ухода из сборной России
Взрыв газа снес два гаража в Волгограде
Microsoft заблокировала первое крупное обновление Windows 11 для россиян
В Ленобласти полиция объявила в розыск мужчину за домогательства к 13-летнему подростку
WSJ: европейский энергокризис играет на руку экономике США
В Лондоне прошел отложенный из-за смерти Елизаветы II показ Burberry
«Газпром» предрек Евросоюзу тяжелейшую ситуацию с газом в январе
Журналистка Жигалова предположила, что Екатерину Варнаву уволили из театра Crave
Netflix отказался судиться с «Неофициальным мюзиклом о Бриджертонах»
Глава СПЧ Фадеев пояснил, что ограничение выезда мужчин нарушает права человека
Глава МВД Казахстана заявил, что страна будет выдавать уклонистов России
В России считают, что броневики MaxxPro ВСУ бессильны против осенней распутицы
Психологи выяснили, что депрессия старит организм быстрее курения
ЕС запланировал ввести дополнительные ограничения на поставки продукции металлургии из РФ
Стали известны ключевые отличия iPhone 15 Ultra от других моделей
В ОКР отреагировали на сообщения об отъезде синхронистки Давыдовой из России
РИА «Новости»: российские разведчики сообщили о боязни ВСУ вступать в стрелковый бой
В Госдуме пообещали разобраться с обращениями об ошибках с призывом врачей
Все новости
Найдена ошибка?
Закрыть