Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«АвтоВАЗу» простят долги и вернут в Россию из офшора

20 млрд долга «АвтоВАЗа» перед «Ростехом» будут погашены

Глава «Ростеха» Сергей Чемезов рассказал о схеме, по которой будут списаны 20 млрд рублей долга «АвтоВАЗа». Также владеющая российским автогигантом фирма-бенефициар будет выведена из голландского офшора, что официально объясняется патриотическими мотивами. Эксперты же считают, что уход «АвтоВАЗа» из Нидерландов связан с грядущим ухудшением налоговых преимуществ.

Долги «АвтоВАЗа» на 20 млрд рублей перед «Ростехом» будут окончательно погашены, рассказал на пресс-брифинге журналистам глава госкорпорации Сергей Чемезов. Из них 10 млрд руб. будет зачтено в счет долга перед заводом производителя компонентов ОАТ. Еще 10 млрд руб. пойдет на докапитализацию «АвтоВАЗа». Завершение списания долгов затягивается из-за перевода владельца «АвтоВАЗа» — нидерландского СП «Ростеха» и Renault Alliance Rostec Auto B.V — в российскую юрисдикцию, после чего структура будет ликвидирована.

«Вопрос переезда (перевода под юрисдикцию России — «Газета.Ru») связан еще со списанием тех долгов старых, которые остались у нас, а их порядка 20 с небольшим миллиардов (рублей). Мы предлагаем погасить долг ОАТ (производитель компонентов, «дочка» «Ростеха») 10 млрд перед «АвтоВАЗом», а 10 млрд простить в капитал «АвтоВАЗа», — цитирует ТАСС главу «Ростеха».

Предполагается, что по итогам этого перехода из голландского офшора «Ростех» снизит долю в «АвтоВАЗе» до 25% с нынешних 32,4%. За счет докапитализации на 10 млрд рублей она повысится. Но, по словам Чемезова, госкомпания не намерена расширять свое владение заводом и продаст концерну Renault 8% из нового пакета в Alliance Rostec Auto B.V, но уже после перехода «АвтоВАЗа» в российское правовое поле. Таким образом российская сторона, по словам главы госкомпании, сохранит за собой блокирующий пакет (25%).

В пресс-службе «Ростеха» «Газете.Ru» сообщили, что распределение долей между партнерами альянса осуществляется в соответствии с изначальными партнерскими договоренностями, «в том числе учитывается колоссальный вклад французских партнеров в развитие российского автопроизводителя». При этом госкорпорация сохраняет возможность влиять на ключевые процессы и решения автопроизводителя, подчеркнули в пресс-службе. В тоже время в «Ростехе» признают, что процесс перевода головной структуры «АвтоВАЗа» задерживается из французских партнеров.

«С новым руководством договорились, что до конца года мы должны документально подписать все, что необходимо, чтобы перевести голландскую компанию уже в Россию.

Но все двигается очень медленно.

Думаю, в ближайшее время попробую еще раз переговорить с руководством Renault, чтобы их юристы более живо поработали в этом направлении», — уточнил Чемезов.

Упомянутые долги «АвтоВАЗа» образовались в период с 2009 по 2012 год. Тогда государство в рамках спасения от банкротства главного предприятия моногорода Тольятти передало через «Ростех» 75 млрд рублей (не менее $2,5 млрд по актуальным курсам) в виде прямых беспроцентных субсидий, субсидии поступали также в 2015-2016 годах. В официальной отчетности «АвтоВАЗа» сумма перечисленных госкомпанией средств не детализировалась, суммарно их величина составила около 110-120 млрд рублей. В пресс-службе «Ростеха» уточнили, что на сейчас сумма докапитализации «АвтоВАЗа» составляет 100 млрд рублей.

В увеличении капитализации «АвтоВАЗа» в 2016-м и 2018 году участвовали и французы, внося свои долговые требования в капитал компании. В итоге доля офшора Rostec Auto B.V выросла в «АвтоВАЗе» с 64,6% до 100%.

Эффекта нет

Несмотря на то, что по итогам 2019 года «АвтоВАЗ» отчитался о прибыли в 385,6 млн рублей (по РСБУ), бизнес предприятия до сих пор нельзя назвать доходным. Если не считать прошлый год, то в последний раз прибыль автозавод показывал в 2012 году,

но именно в этот год компания получила солидную часть из 75-миллиардного транша государства.

Между 2019 и 2012 годами «АвтоВАЗ» показывал стабильную убыточность или нулевую прибыль (в 2018 году). Причем в 2015 году по этому показателю автопроизводитель достиг своего рекордного значения — минус 74 млрд рублей, свидетельствует отчетность компании в базе «Картотека».

По итогу 2020 года компания будет в незначительном плюсе пообещал глава «Ростеха».

«Ожидаем, что год будет прибыльным, но прибыли как в 2019 году компания вряд ли добьется — падение продаж (суммарное за год — «Газета.Ru») будет около 7%.

То есть какая-то прибыль будет, но минимальная,

— сказал Чемезов. — Вмешательство акционеров пока не требуется, только если совсем тяжело будет, убытки — тогда будем совместно решать на совете директоров».

Согласно статистике продаж новых автомобилей Ассоциации европейского бизнеса в России, в прошлом месяце было реализовано 38 тыс. автомобилей, что на 22% больше, чем в ноябре 2019 года. По итогу же 11 месяцев этого года продажи Lada упали на 7% до 302,7 тыс. штук. Успехи автогиганта во многом связаны с государственной программой опережающих закупок — многие госпредприятия перенесли закупки будущих периодов на этот год. Только летом завод получил заказов примерно на 16 тыс. машин от государственных учреждений и компаний.

В пресс-службе «Ростеха» «переезд» головного предприятия «АвтоВАЗа» в Россию объяснили патриотическими мотивами: «АвтоВАЗ» – исторически российское предприятие, поэтому совместное предприятие госкорпорации «Ростех» и французской компании Renault должно иметь российскую юрисдикцию».

Независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев скептически оценивает подобное объяснение. С большой долей вероятности ликвидация офшора связана с изменением налогового законодательства Нидерландов, полагает он. На прошлой неделе Минфин России сообщил о подготовке законопроекта о денонсации соглашения об избежании двойного налогообложения с Нидерландами.

Министерство пояснило, что переговоры об изменении договора провалились, поскольку европейцев не устроил предложенный российский стороной вариант увеличения налога до 15% в отношении дивидендов и процентов на доходы налоговых резидентов. Ранее на таких условиях Россия договорилась с властями других крупнейших офшорных зон — Кипром, Мальтой и Люксембургом.

Сейчас иностранные компании платят в Нидерландах 5% от общей суммы выплачиваемых дивидендов. Это крайне выгодно как для Renault, так и для «Ростеха», Бургазлиев полагает, что пока официально российский юридический статус официально не оформлен, о смене юрисдикции рано говорить. Акционеры все еще могут найти другой офшор, полагает он.

Новости и материалы
Войска РФ уничтожили склады боеприпасов ВСУ
Доллару пророчат постепенный рост к декабрю этого года
Каждый третий россиянин пользуется общественным транспортом в путешествиях по стране
Стало известно об уничтожении французских агентов в зоне СВО
Российские войска подавили более 10 БПЛА над Кубанью
Названа неожиданная локация, где россияне собрались проводить майские
«Вашингтон» Овечкина потерпел третье подряд поражение от «Рейнджерс» Панарина
Маск обратился к Белому дому по поводу Украины
Булыкин одним словом оценил игру ЦСКА со «Спартаком»
Стало известно, почему ВСУ отказались от использования Abrams на фронте
Стало известно, сколько стоит пожарить шашлык на майских праздниках
Россиян предупредили о возможных нарушениях при готовке шашлыков
В России заявили, что США перешли рамки дозволенного
На Западе рассказали, как осуществляются платежи России в Китай
В трех штатах США проходят мощные торнадо
В Туле представили ретранслятор для FPV-дронов с неограниченной дальностью
В Минздраве рассказали о реакции пациентов на препарат от болезни Бехтерева
В США ликвидировали первый потерпевший крах в этом году банк
Все новости