Gazeta.ru на рабочем столе
для быстрого доступа
Установить
Не сейчас

Дорога не дойдет: Казань отрезают от России

МЭР предложило строить новую автотрассу до Владимира, а не Казани

Суверенный Татарстан отсекают от Москвы. Минэкономразвития против строительства платной автодороги Москва — Казань. В ведомстве считают, что достаточно построить участок до Владимира. Это даст экономию федеральному бюджету и позволит отремонтировать другую трассу — Москва — Уфа. Ранее Татарстан уже оставили без высокоскоростной железнодорожной магистрали. Чем не угодила Казань — в материале «Газеты.Ru».

В Минэкономразвития предложили вместо строительства новой платной автотрассы Москва — Казань ограничиться трассой до Владимира, но зато расширить и точечно отремонтировать действующую трассу М-7 Москва — Уфа. Об этом сообщают «Ведомости» со ссылкой на свои источники в правительстве.

Если правительство одобрит именно такой вариант, то бюджету строительство платной дороги обойдется вдвое дешевле. Хотя расходы все равно составят гигантскую сумму: вместо 539 млрд рублей — 279 млрд рублей.

Идею строительства платной автодороги до Владимира подтвердил изданию сам Орешкин. На это повлияла его поездка в середине июля за рулем Lada Xray из Москвы через Владимир, Нижний Новгород, Чебоксары, Казань и Самару до Тольятти. Это 1300 км.

Министр похвалил автомобиль сопровождавшим его журналистам. Но отметил, что чуть не пробил колесо на трассе М-7.

«Машины мы делать научились, осталось доделать дороги. Потому что есть узкие, не очень хорошие, честно скажу», — пожаловался Орешкин.

По словам Орешкина, строительство платной дороги не решит проблему аварийности трассы М7 Москва — Уфа. Между тем у правительства есть поручение президента о разработке госпрограммы по безопасности дорожного движения до 2030 года.

Программа, в частности, направлена на снижение смертности и травматизма россиян в результате ДТП на автодорогах. Владимир Путин поручил кабмину утвердить эту госпрограмму до 1 декабря 2020 года.

26 июня эта тема рассматривалась на заседании Госсовета и, как заявил глава МВД Владимир Колокольцев, планируется выйти на нулевую смертность на российских автодорогах к 2030 году. К 2024 году поставлена задача выйти на снижение смертности в 3,5 раза. С 2006 года число погибших в ДТП сократилось почти в два раза, но ситуация на дорогах остается сложной.

Орешкин против Минтранса

Трассы, идущие до Владимира, Казани, Уфы и Самары, морально и физически устарели и вносят значительный негативный вклад в дорожную статистику по смертности и травматизму. В этой связи Орешкин предлагает расширить автодорогу Москва — Уфа до трех полос на тех участках, где их только две.

Кроме того, необходимо достроить объезды таких городов, как Владимир, Гороховец, Нижний Новгород и Чебоксары.

За счет этого и сократятся расходы на проект — до 279 млрд руб. Предложения Минэкономразвития позволят «максимально эффективно использовать бюджетный ресурс», считает министр.

Против предложения Орешкина выступают два министерства — Минтранс и Минстрой, а также «Автодор». Они настаивают на строительстве новой трассы до Казани, поскольку длительные перекрытия и ремонтные работы приведут к перегрузке трассы М-5 «Урал».

При этом Минфин, ссылаясь на данные независимого оценщика AECOM, предложил реконструировать М-7 до статуса скоростной и минимум четырехполосной трассы и потратить на это 120 млрд рублей. В Минтрансе считают, что на самом деле эти работы обойдутся намного дороже — примерно в 449 млрд рублей.

Казань не вписывается в Шелковый путь?

Орешкин сообщил, что подготовит доклад для совещания с главой правительства Дмитрием Медведевым. Он дал понять, что придется выбирать «между строительством новой платной трассы Москва — Казань и полной реконструкцией трассы М7».

Автодорога Москва-Казань считается частью международного транспортного коридора Европа — Западный Китай. Проработать и построить здесь трассу поручал ранее президент Владимир Путин. Причем, автодорога изначально еще в 2010 году планировалась вместе со строительством высокоскоростной железно-дорожной ветки, которая в свою очередь могла стать частью нового Шелкового пути из Китая в Европу.

Но позднее этот проект был свернут, в первую очередь, из-за дороговизны и отсутствия поддержки со стороны китайских властей. КНР сейчас делает ставку на транспортные магистрали, идущие из Китая в Европу через Казахстан, который, кстати, является частью единого с Россией экономического пространства в рамках ЕАЭС.

Были вопросы и к целесообразности реализации столь дорогостоящего проекта. Его окупаемость остается под вопросом, хотя в российской внешней торговле Китай уже несколько лет подряд занимает первое место. В прошлом году объем торговли между Китаем и Россией достиг $108 млрд.

Так или иначе, но

если китайский Шелковый путь по пути к европейскому потребителю не сворачивает на Казань, то не стоит удивляться, что появляются дополнительные аргументы в пользу того, чтобы Казань не брать, то есть, выгоднее окончательно заморозить строительство полноценных транспортных коридоров от Москвы до Казани.

«Белый слон» не приживется

Мнения экспертов по поводу Владимира и Казани также расходятся. Ранее в интервью «Газете.Ru» экс-главный экономист Внешэкономбанка Андрей Клепач отмечал, что проект «Евразия» (от Берлина до Пекина) и его часть — ВСМ Москва — Казань, которые обсуждались и с китайской стороной, оцениваются примерно 1,2-1,5 трлн рублей.

При этом отдача от такого масштабного проекта начнется сразу, но быстрой не будет, подчеркивал эксперт.

Гендиректор Института проблем естественных монополий Юрий Саакян считает, что строительство ВСМ целесообразно, у проекта может быть достаточная операционная прибыль, судя по пассажиропотоку. Но для оценки перспектив строительства платной автодороги до Казани или Владимира нужна детальная информация. «Мы не в курсе экономики проекта Москва — Владимир, одного только параметра расходов на строительство недостаточно», — сказал специалист.

Некоторые эксперты и вовсе высказываются за развитие авиаперевозок. При существующей в России низкой плотности населения масштабные инфраструктурные проекты нередко оказываются «белым слоном». На бизнес-сленге это что-то большое, красивое и бессмысленное, на содержание чего тратятся слишком большие средства.

«В Англии тоже много спорили, надо ли открывать скоростное сообщение между Лондоном и западной частью страны. Цена вопроса — несколько миллиардов фунтов… Сторонники говорят: это подтолкнет деловую жизнь, если можно будет доехать из столицы за полтора часа до западной окраины. Противники строительства ветки разводят руками: ну и что, что за полтора часа? Во всем мире напряженка с оценкой эффективности такого рода проектов», — говорила в интервью «Газете.Ru» старший экономист Royal Bank of Scotland по России, СНГ и Израилю Татьяна Орлова.

Поделиться:
Новости и материалы
В России с 1 марта 2023 года изменится порядок наблюдения психиатров за людьми с расстройствами
Власти Италии могут взять нефтеперерабатывающий завод «Лукойла» под спецуправление
Артемий Лебедев оценил переход Кудрина в «Яндекс» фразой «пенсия для хорошего человека»
«Страна.ua»: жители Киева протестуют из-за отключений света
Месси не забил пенальти в ворота сборной Польши на ЧМ-2022
Участница из Южной Кореи признана самой красивой женщиной на планете
Меган Маркл впервые за долгое время показала повзрослевшего сына
Банк России разрешил кредитным организациям еще полгода не раскрывать своих владельцев
В Испании считают взрыв в посольстве Украины терактом
Министр инфраструктуры Украины Кубраков назвал свое заявление об увольнении техническим
Описана операционная система на замену iOS и Android
Директор Эрмитажа призвал не преувеличивать отмену русской культуры в мире
Месси побил рекорд Марадоны по количеству матчей за сборную Аргентины на ЧМ
В ООН сообщили, что реальная зарплата в мире упала впервые за 20 лет
РИА Новости: в СФ не поступало представление Путина с кандидатурой главы Счетной палаты
Биологи обнаружили, что коронавирус взаимодействует с рецепторами к эстрогену
В Минобороны Белоруссии готовят поправки в закон о мобилизации с учетом опыта России
Суд в Ленобласти отменил призыв на службу по мобилизации местного жителя
Все новости
Найдена ошибка?
Закрыть