Пенсионный советник

«ВИМ-Авиа» пролетела мимо лета

Росавиация поручила авиакомпаниям скорректировать программу чартерных перевозок

,
Артур Лебедев/РИА «Новости»

Туроператоры, несмотря на обещания «ВИМ-Авиа» стабилизировать чартерное расписание к середине июня, уже начали менять авиаперевозчика — четыре из восьми операторов сократили программы или перешли на другие авиакомпании. Необходимость рассадить пассажиров по свободным самолетам привела к увеличению их расходов в 1,5 раза.

За прошедшую неделю от кризиса с чартерами «ВИМ-Авиа» пострадали более 10 тыс. человек, свидетельствуют данные Ассоциации туроператоров России. Согласно зарегистрированным данным от российских туроператоров, на сегодняшний день и до конца летнего сезона забронировано 240–250 тыс. туров с перевозкой «ВИМ-Авиа». При этом у некоторых операторов уже оплачено до двух третей от забронированных туров.

Реклама

Пакеты с включенной авиаперевозкой чартерными рейсами «ВИМ-Авиа» сегодня продают туроператоры «НТК Интурист», Coral Travel, ICS Travel Group, «Музенидис Трэвел», TUI Россия, TEZ Tour, ANEX Tour и Ted Travel.

В масштабах всего российского туризма, когда за рубеж отправляется не менее 11 млн человек, а внутри страны едут на отдых 14 млн, рассадить 250 тыс. человек по дополнительным самолетам в летний сезон очень сложно, отмечает генеральный директор холдинга «Випсервис» Дмитрий Горин.

«Случаи возврата уже были, поскольку найти самолет за пять-шесть часов до рейса после отмены невозможно.

Операторы выполнят все обязательства перед туристами», — комментирует Горин. По его словам, сейчас вопрос не в деньгах, а в поиске и наличии самолетов, чтобы отправить всех туристов, забронировавших путевки.

Туроператоры из-за этого несут убытки, но пока им не до финансовых разборок, говорит пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина.

«Они пересаживают туристов на другие рейсы, и это обходится раза в полтора дороже, чем они уже заплатили «ВИМ-Авиа». Потом, когда все успокоится, туроператоры уже будут предъявлять (возмещение издержек авиаперевозчику. — Ред.), а вот сможет компания им заплатить или нет, не знаю», — отметила собеседница «Газеты.Ru».

«ВИМ-Авиа» начала сокращать и массово задерживать чартерные рейсы в конце мая. На прошлой неделе компания заявила об отмене 12,8% чартеров со 2 по 15 июня включительно, а в среду опубликовала список авиарейсов, отмененных до 15 июня. Речь идет о чартерах из Москвы и других регионов в Сочи и Крым, Турцию Грецию, Болгарию и на Кипр. В четверг компания обещала опубликовать сокращенную чартерную программу на весенне-летний период 2017 года.

На эти меры авиаперевозчик был вынужден пойти из-за веерного нарушения графика полетов, вызванного, как признают в самой компании, небывало высоким для конца мая приростом пассажиропотока и задержками в прохождении техобслуживания самолетов.

За прошедшие пять месяцев 2017 года объем пассажирских перевозок вырос на 22%, сообщил в ходе совещания с чартерными авиакомпаниями глава Росавиации Александр Нерадько. При этом чартерные авиакомпании увеличили свои показатели в полтора-два раза. По словам Нерадько, такой рост объемов перевозок оказался не подкреплен наличием соответствующего парка воздушных судов и авиационного персонала.

Вся трудность в том, что информация об отмене рейсов, о невозможности вылетов была предоставлена в сроки, не предполагающие возможности переобеспечения рейсов, говорит заместитель генерального директора «Интуриста» Сергей Толчин. По его словам, на рынке летом всегда наблюдается дефицит перевозки и найти альтернативу в столь сжатые сроки практически невозможно. При этом «ВИМ-Авиа» корректирует программу практически ежедневно, добавил он.

«Мы были вынуждены до 10 июня включительно отменить вылеты в Сочи и Крым из Екатеринбурга, Петербурга, Казани, Уфы. Мы предлагаем туристам либо перенести сроки поездки, или вернуть денежные средства, либо поменять направление. Что касается вылетов с 10 по 14 июня в Сочи и Крым из Москвы, Екатеринбурга, Петербурга, Казани, Уфы, то на текущий момент уточняется вопрос о возможности выполнения рейсов, поскольку расписание постоянно корректируется», — рассказывает Толчин.

Для урегулирования ситуации с чартерами «ВИМ-Авиа» создан оперативный штаб, куда вошли представители Ростуризма, Росавиации, «ВИМ-Авиа» и других авиакомпаний. Он сейчас ищет дополнительные борта для доставки туристов, два самолета уже предоставлены для выполнения программы чартеров в Сочи и Симферополь, поскольку наибольший объем туристов запланирован именно на эти направления, рассказывает Горин.

Транспортные прокуратуры нескольких регионов уже начали проверку по факту массовых задержек рейсов.

Тем временем Росавиация поручила чартерным компаниям до 20 июня скорректировать программу авиаперевозок, обеспечить обязательное наличие резервных бортов, полностью ликвидировать и не допускать задержек свыше двух часов, а также заблаговременно информировать пассажиров обо всех изменениях в расписании. Как уточнил «Газете.Ru» советник руководителя ведомства Сергей Извольский, это касается всех чартерных авиакомпаний, у которых фиксируются длительные задержки на систематической основе (несколько задержек за сутки на срок свыше 6 часов).

«Если до 20-го числа ситуация с задержками «ВИМ-Авиа» и у других перевозчиков не исчезнет, то мы готовы применить меры реагирования», — сказал он. В частности, речь идет о публичном предупреждении туроператоров и пассажиров о недобросовестности таких авиакомпаний, их внеплановых проверках на предмет соответствия сертификационным и лицензионным требованиям. Также Росавиация может «точечно» ограничить чартерную программу нарушителей.

«Сейчас «ВИМ-Авиа» сокращает свою чартерную программу по ряду направлений, в том числе в Китай и Турцию, пользуется воздушными судами других авиакомпаний, чтобы перевозить своих пассажиров, туристические операторы передают авиапассажиров другим авиакомпаниям», — подчеркнул Извольский.

Сейчас сложная ситуация с Турцией, признается Толчин. «Нам пришлось повторно оплачивать возврат клиентов. Вместо одного самолета большой вместимости приходится искать всё, что есть свободное и перевозить двумя-тремя самолетами малой вместимости, а на них совершенно другая экономика, стоимость может быть в два раза больше», — объясняет он.

Пока на спросе ситуация почти никак не отразилась, отказов от путевок мало, и аннуляции на уже купленные билеты на отдаленные даты тоже не такие частые. «Они есть, но единичные», — сказала Тюрина.

По ее словам, туристический сезон продается с глубиной до сентября, и он продан почти на 40%. При этом речи о повышении цен на путевки в связи с пересадкой на другие самолеты пока нет.

Оценивать снижение спроса пока рано, но репутация внутреннего туризма для россиян пострадает. Получается, что нет даже какой-то стабильной авиаперевозки из регионов по доступным ценам. «Ладно, Сочи, туда можно поездом добраться, а в Крым без самолета добраться сложно», — высказал мнение Толчин, добавив, что внутренний туризм сейчас очень сильно страдает от данной ситуации.

«Это происходит в тот момент, когда внутреннему туризму нужна поддержка на входе в сезон. Отельеры делали очень много, чтобы в начале июня туристы приехали в Сочи и Крым. Несмотря на конкуренцию по направлениям, мы полностью заполнили рейсы. Получается, десятки тысяч туристов на полуостров и в Краснодарский край просто не приедут. Естественно, это удар не только по туристам, но и бизнесу, местным бюджетам», — отмечает эксперт.

Тюрина, в свою очередь, полагает, что никакой речи о заказе новых рейсов у «ВИМ-Авиа» сейчас не идет, и большой вопрос, будут ли туроператоры продолжать сотрудничать с этой компанией. «Из восьми туроператоров уже четыре сократили программы и перешли на другие авиакомпании», — сказал Горин.

Тем временем правительство рассчитывает на постепенный выход авиаперевозчика из трудной ситуации, сообщил журналистам в среду вице-премьер РФ Аркадий Дворкович. «Постепенно задержки устраняются, компания готова платить деньги за фрахт. То есть это не вопрос ликвидности, а вопрос наличия самолетов, которые доступны для полетов», — цитирует чиновника ТАСС.

По словам министра транспорта Максима Соколова,

«ситуация с компанией «ВИМ-Авиа» принципиально отличается от ситуации с компанией «Трансаэро», которая у нас была два года назад».

«Здесь вопросы не финансовые, а технические. Причина задержек или отмен рейсов заключается в том, что не все самолеты авиакомпании «ВИМ-Авиа» своевременно прошли техническое обслуживание. Вернее, в процессе технического обслуживания им потребовалось прохождение так называемой тяжелой формы, и компания просто не получила самолеты, а летнее расписание было рассчитано на большой объем пассажиропотока», — пояснил министр в эфире телеканала «Россия 24».

«ВИМ-Авиа» не соотнесла свои желания по объему авиаперевозок со своими возможностями, считает глава Росавиации Александр Нерадько.

С января по май авиакомпания увеличила перевозки на 204% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

По словам Нерадько, еще в середине мая Росавиация рекомендовала «ВИМ-Авиа» сократить маршрутную сеть, но компания не отреагировала оперативно. При этом ограничивать сертификат эксплуатанта перевозчика «ВИМ-Авиа» не планирует. В связи с массовыми отменами рейсов сделать это «нормативно невозможно», признает глава Росавиации, а проблем с неисправностью воздушных судов компании зафиксировано не было.

Проблема с задержками рейсов у «ВИМ-Авиа» возникала и в прошлом году. Летом 2016 года Росавиация фиксировала у авиакомпании систематические многочасовые задержки регулярных и чартерных рейсов на внутренних и международных направлениях и даже направляла генеральному директору «ВИМ-Авиа» предупреждение, в котором потребовала принять все возможные меры для устранения сбойных ситуаций. Тогда в компании это объясняли несвоевременной поставкой лизингодателями новых самолетов в парк авиакомпании, а также неисправностью воздушных судов. В июне 2016 года «ВИМ-Авиа» с задержками выполняла 19,3% международных чартерных рейсов, в июле – 30,4%, в августе – 6,2%.

Статистики Росавиации по количеству задержанных чартерных рейсов за май и июнь пока нет. По данным за апрель, 4,7% всех чартерных международных рейсов российских авиакомпаний осуществлялись с задержками более двух часов. Задержки на шесть часов и более были зафиксированы у авиаперевозчика «ВИМ-Авиа» (5 рейсов из 57), «РОЯЛ Флайт» (4 из 209), у АК «ИКАР» (3 из 160), «Ред Вингз» (3 из 21), «Азур Эйр» (3 из 443), по одному задержанному на более 6 часов чартеру у «России» и ООО «Северный ветер».