Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

РБК продадут с дисконтом

Глава ЕСН Григорий Березкин подтвердил покупку РБК

,
Григорий Сысоев/РИА «Новости»

Владелец группы ЕСН Григорий Березкин подтвердил планы по покупке РБК. Как писала «Газета.Ru» в апреле прошлого года, миллиардер Михаил Прохоров готов продать медиахолдинг в числе других активов. Тогда источники «Газеты.Ru» говорили о недовольстве Кремля расследованиями РБК, но стороны не сошлись относительно суммы сделки. Сейчас достигнута «принципиальная договоренность» о продаже, хотя вопрос об оценке долга остается открытым.

Владелец группы ЕСН Григорий Березкин подтвердил планы группы ЕСН купить медиахолдинг РБК у группы ОНЭКСИМ Михаила Прохорова.

«Мы находимся в переговорах, можно сказать, что сейчас наши позиции сблизились. По срокам речь идет не о месяцах, а о ближайших двух неделях»,

— сказал предприниматель агентству «Интерфакс» в кулуарах конференции «Онлайн-кассы. Новые возможности ритейла».

Комментировать информацию по сделке «Газете.Ru» Березкин отказался, переадресовав вопросы в пресс-службу ЕСН. Получить от них оперативный комментарий не удалось.

Михаил Прохоров и Григорий Березкин состоят в списке 200 богатейших бизнесменов. Григорий Березкин контролирует группу ЕСН, в которую входят два нефтеналивных терминала, половина акций энерготрейдера «Русэнергосбыт» и контрольный пакет в «Русэнергоресурсе». Также группа контролирует ИД «Комсомольская правда», ИД «РЖД-Партнер» и газету Metro.

«Двойная сплошная» РБК

Михаил Прохоров приобрел 51,1% акций медиахолдинга РБК в 2010 году за $80 млн в ходе допэмиссии (около 2,56 млрд руб. по курсу того времени). Управлять медиахолдингом олигарх пригласил известного медиаменеджера Дэрка Сауэра.

С 2014 года за редакционную часть позвали отвечать Елизавету Осетинскую, бывшего главного редактора сайта «Ведомостей», а затем главреда журнала Forbes.

Спустя какое-то время публикации РБК вызвали недовольство на самом высшем уровне. В частности, это касалось статей, посвященных якобы членам семьи главы государства.

Также один из источников «Газеты.Ru» рассказывал, что крайне негативную реакцию в верхах вызвала фотография Владимира Путина к статье о панамских офшорах, опубликованной в газете РБК.

Удивительным образом так совпало, что после публикации этих расследований РБК в апреле прошлого года ФСБ и ФНС провели обыски и выемку документов в головном офисе ОНЭКСИМа и подконтрольных ему компаниях в связи «с возможным уклонением от налогов». И хотя обыски в РБК не проводились, эксперты объясняли их весьма однозначными сигналами, которые посылала власть Михаилу Прохорову.

Как рассказывали собеседники «Газеты.Ru» во властных структурах весной прошлого года,

Прохоров и его окружение были «реально напуганы, потому что у них было четкое понимание, что они разгневали первое лицо страны».

Олигарх был готов продать издание, утверждали несколько источников «Газеты.Ru». Однако тогда не нашлось покупателей.

В итоге в медиахолдинге было принято решение о смене менеджмента издания. Дэрка Сауэра, президента РБК, перевели в группу ОНЭКСИМ. Гендиректор РБК Николай Молибог уволил главного редактора РБК Максима Солюса. В знак солидарности ушла и часть журналистов во главе с Елизаветой Осетинской. Впрочем, официально в РБК уход Елизаветы Осетинской объяснялся учебным отпуском. При этом руководить изданием позвали Игоря Тросникова и Елизавету Голикову, которые были заместителями главного редактора агентства ТАСС, а до этого проработали много лет в ИД «Коммерсантъ».

На первой же редакционной встрече они пошутили о «двойной сплошной», которую не стоит пересекать.

Купит на свои

На время разговоры о грядущей продаже медиахолдинга прекратились. Однако в апреле этого года источник, близкий к РБК, заявил агентству RNS, что уже идет due diligence (процедура оценки объекта инвестирования. — «Газета.Ru») РБК, в которой, в частности, участвуют инвестконсультанты из «ВТБ Капитала», а сама сделка может быть подписана в течение месяца.

При этом эксперты предполагали, что в этот раз давление на РБК было вызвано недовольством публикациями о митингах 26 марта и статьями о «переформатировании ТВ».

Источник на медиарынке отмечает, что недовольство вызвала медленная реакция Михаила Прохорова и отсрочка со сменой предыдущего руководства РБК.

Финансировать потенциальное приобретение ЕСН намерена из собственных средств, утверждает Березкин. «У нас в группе вообще нет кредитов. В принципе», — заявил предприниматель агентству «Интерфакс».

Глава ЕСН подчеркивает, что в переговорах ЕСН будет представлять только собственные интересы: «Я читал (в интернете активно обсуждается, что группа может быть промежуточным покупателем РБК, представляя интересы главного исполнительного директора «Роснефти» Игоря Сечина. — «Газета.Ru»). Ну, забавно. Смешно очень».

Ранее наиболее вероятным покупателем медиахолдинга источники «Газеты.Ru» называли Национальную медиагруппу Юрия Ковальчука

«Сейчас рынок на дне, поэтому как никогда выгодно приобретать медиахолдинги», — отметил в беседе с корреспондентом «Газеты.Ru» создатель сайта roem.ru Юрий Синодов. Впрочем, понять, почему Григорий Березкин остановил свой выбор именно на РБК, сложно. По словам Юрия Синодова, «имеющиеся активы Березкина и РБК пересекаются достаточно слабо».

В самой редакции пока стараются сохранять спокойствие. Как заявил «Газете.Ru» источник, близкий к медиахолдингу РБК, «пока что все еще неясно, коллектив редакции и журналисты заняли выжидательную позицию, никто массово не пишет заявлений об увольнении».

Причины дисконта

Между тем, хотя Григорий Березкин и подтверждает сделку, он наотрез отказывается комментировать вопрос о сумме, в которую ему обойдется покупка холдинга РБК. По информации СМИ, весной прошлого года Михаил Прохоров был готов продать РБК за $250 млн (включая долг на $200 млн), но не нашел покупателей на такой дорогой актив. Источники газеты «Коммерсантъ» утверждают, что Григорий Березкин готов сейчас заплатить «около $100 млн». Как при этом решится вопрос с долгом, они не говорят. По данным собеседников «Ведомостей», Березкин может купить весь бизнес РБК. В медиахолдинг входят одноименные телеканал, новостной сайт, газета, журнал и интернет-издание CNews. Кроме того, у группы есть бизнес по интернет-хостингу и регистрации доменов, проведению конференций.

«На основании отчетности за 2016 год медиахолдинг можно оценить в $60–65 млн»,

— комментирует ведущий аналитик Amarkets Артем Деев. При этом, по словам аналитика ИК «Финам» Тимура Нигматуллина, общий долг компании РБК составляет по долгосрочным кредитам и займам $225 млн, по краткосрочным — $52 млн. Если анализировать структуру долга, то окажется, что большую часть долга составляют валютные кредиты, отмечает эксперт.

Из общей суммы долга около $200 млн холдинг должен ОНЭКСИМу. При этом, по данным источников Forbes, стороны расходятся в оценке рыночной стоимости долга. ОНЭКСИМ готов продать этот долг с коэффициентом 0,5 к номиналу — то есть за $100 млн, а структуры Березкина оценивают долг с коэффициентом 0,2 к номиналу — то есть в $40 млн. Тимур Нигматуллин из ИК «Финам» считает, что

дисконт 0,5% слишком высокий и связан, возможно, с тем, что «покупатель сомневается в операционных показателях РБК».

Перед объявлением о продаже медиахолдинг РБК впервые раскрыл статистику посещения основного проекта холдинга — сайта rbc.ru. Об этом сообщила на своей странице в Facebook один из руководителей объединенной редакции Елизавета Голикова.

Так, по данным Liveinternet, в марте прошлого года аудитория холдинга составляла 26 млн пользователей, тогда как в марте этого года 26,5 млн. Напрямую на сайт в марте этого года заходили 20,4% пользователей из закладок, 12% — из сервиса «Яндекс.Новости», 6,9% — с Gismeteo.ru, 5,6% — с мобильной версии «Яндекс.Новостей», 5,2% — с новостей Mail.ru. 49% аудитории сайта из социальных сетей приходит из Facebook, 31,9% — из «ВКонтакте», 12,7% — из Twitter, 3,1% — из «Одноклассников», 2,6% — из «Живого журнала».

При этом Голикова признала, что холдинг использует «партнерские» источники трафика — с Mail.ru и Gismeteo.ru.

Юрий Синодов констатирует, что холдинг действительно активно занимается привлечением аудитории, в частности, через обмен партнерскими ссылками и покупку трафика. При этом, по его оценке, с момента прихода Елизаветы Голиковой аудитория РБК выросла не очень существенно. Есть «разве что сезонные передвижки».