Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Россияне наживаются на банкоматах

Почти половина россиян заберут деньги, выданные банкоматом по ошибке

Михаил Мордасов/РИА «Новости»

Если банкомат выдал сумму больше, чем запрашивалось, почти половина опрошенных россиян готовы забрать эти деньги без зазрения совести, свидетельствуют результаты опроса НАФИ. Юристы, опрошенные «Газетой.Ru», разъясняют права россиян в таких ситуациях.

В ходе опроса, проведенного аналитическим центром НАФИ в феврале 2017 года, россиян попросили представить следующую ситуацию: «Вы снимаете в банкомате 4 тыс. рублей, ожидая выдачу четырех банкнот по 1 тыс. рублей, а он выдает вам 20 тыс. — четыре банкноты по 5 тыс. рублей. Каковы будут Ваши действия?». На этот вопрос почти каждый пятый респондент (18%) ответил, что совершил бы неправомерное действие. Так, 12% россиян оставили бы полностью или частично себе выданную сумму, а 6% даже решили бы предпринять еще одну попытку снять деньги.

При этом в целом почти половина опрошенных (48% россиян) заявили, что присвоение средств банка в ситуации, когда банкомат ошибочно выдал большую сумму, не является преступлением. Лишь 36% рассматривают его как преступление и осознают неизбежность наказания.

Мужчины чаще, чем женщины, готовы совершить проступок, выяснили в НАФИ. Так, 21% мужчин по сравнению с 15% женщин пошли бы в такой ситуации на неправомерное действие.

Мужчины также более склонны были бы возлагать вину за такие ситуации на банки (52%), а женщины чаще мужчин берут ответственность на себя (40%).

Такие проступки не кажутся серьезными более молодым гражданам. Например, 23% россиян в возрасте 18–44 лет забрали бы деньги из банкомата, тогда как в возрасте 45 лет и старше таких набралось бы всего 14% граждан.

Однако в целом более половины опрошенных — около 58% — выбрали бы законопослушный сценарий действий. Среди них 29% граждан отдали бы все 20 тыс. сотруднику банка, а 22% уточнили бы информацию в колл-центре банка. 7% граждан вообще не стали бы забирать эти деньги из банкомата.

Еще 7% называли другие варианты действий, 17% затруднились ответить.

«На основе исследований НАФИ можно отметить, что в кризисные годы количество людей, оправдывающих свои незаконные действия, всегда возрастает. Так, например, 15% россиян считают, что можно не возвращать кредит банку в случае возникших сложностей в виде потери работы, развода и других», — комментирует ситуацию руководитель направления финансовых исследований НАФИ Ирина Точилинская.

При этом, по мнению эксперта, соблазн взять больше из банкомата в ситуации, когда никто не видит, также «обусловлен низким уровнем правосознания». Граждане не до конца понимают, что все операции в банкоматах фиксируются и такие действия незаконны, добавляет Ирина Точилинская.

«Чаще всего такие ситуации, при которых клиенту выдается денег больше, чем он запрашивал через банкомат, предусмотрены в договоре на оформление карточки, однако большинство людей об этом не знает. За присвоение денежных средств обычно предусмотрена материальная ответственность (помимо обязанности вернуть денежные средства в полном объеме). Судебная практика говорит о том, что суды в таких ситуациях встают на сторону кредитных учреждений. Более суровая ответственность за данное деяние обычно не назначается, хотя некоторые работники банка и пугают привлечением к ответственности, например, за мошенничество, однако на практике доказать это в данном случае очень сложно», — комментирует председатель Межрегионального третейского суда Москвы и Московской области Олег Сухов. По его словам, россияне не считают присвоение денег в такой ситуации преступлением, так как происходит ошибка в работе банковской системы и складывается впечатление, что деньги нигде не учитываются.

Получение излишней суммы средств из-за технической ошибки банка преступлением действительно не является,

— комментирует Александр Карпухин, партнер юридической компании Orient Partners. В этом случае нет оснований для привлечения к административной или уголовной ответственности. «Обычно если клиент получает сумму, превышающую запрашиваемую, и не сообщает об этом в банк, кредитная организация может списать разницу между фактически выданной и запрошенной суммой со счета клиента, если это позволяет сделать остаток, но это только в случае, если факт ошибки зафиксирован и снятие большей суммы подтверждено документально», — комментирует юрист.

Впрочем, управляющий партнер компании «ЮрПартнеръ» Антон Толмачев предупреждает, что если не вернуть деньги в банк добровольно, то такими действиями клиент может испортить свою кредитную историю, что впоследствии очень негативно скажется на его взаимоотношениях с финансовыми учреждениями.

По словам Александра Карпухина, нередки случаи, когда при снятии наличных со счета списывается запрашиваемая сумма, а клиенту выдается большая в силу технической ошибки. В данной ситуации автоматическое списание со счета разницы может быть оспорено в том числе и через суд, поскольку банк должен предоставить доказательства того, что клиент при совершении операции действительно получил на руки больше средств, чем было списано с его счета.

«Отдельно стоит сказать о случаях, когда остаток на счете не позволяет списать разницу со счета клиента – получателя средств. В таких случаях вернуть деньги банк может только через суд и только, опять же, при наличии доказательств, что клиенту на руки была выдана сумма, превышающая запрошенную им», — резюмирует Александр Карпухин.