Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

«ЛУКойл» распродается

«ЛУКойл» продает треть российских АЗС

Стенд ПАО «Лукойл» на нефтегазовой выставке в Москве, 2016 год Кирилл Каллиников/РИА «Новости»
Стенд ПАО «Лукойл» на нефтегазовой выставке в Москве, 2016 год

Ситуация в розничной торговле топливом сложилась настолько тяжелая, что из заправочного бизнеса начали выходить даже крупнейшие компании. «ЛУКойл» намерен продать около трети своих АЗС в России из-за неблагоприятной конъюнктуры. Представители топливного рынка говорят, что благодаря «налоговому маневру» «розница» буквально на грани разорения.

«ЛУКойл» до конца года может продать до трети своих автозаправок в России. Об этом во вторник рассказал «Газете.Ru» источник, знакомый с ситуацией. По его словам, речь идет о продаже АЗС в Московской, Тульской, Оренбургской, Владимирской и Брянской областях, а также в Чувашии.

В России «ЛУКойл» владеет в общей сложности более чем 2,5 тыс. АЗС, занимая 21% рынка регионов, где он представлен (данные с сайта компании).

«Сейчас компания подыскивает покупателя, чтобы сделать предложение, — говорит собеседник «Газеты.Ru». — «ЛУКойл» рассчитывает найти долгосрочных инвесторов, и если таковых не найдется в России, купить заправки могут игроки из Китая или ближневосточные инвесторы».

Крупнейший из потенциальных российских покупателей, компаний «Роснефть», отказалась от комментариев.

По словам источника, намерения «ЛУКойла» вызваны неблагоприятной рыночной конъюнктурой в ряде регионов. Предполагаемую цену продажи он не назвал, но подчеркнул, что о дисконте речь не идет.

В пресс-службе «ЛУКойла» от комментариев воздержались. Ранее во вторник «Интерфакс» со ссылкой на источник в компании сообщал, что «ЛУКойл» намерен продать часть АЗС. По данным источника агентства, такие планы серьезно рассматриваются, они вызваны неблагоприятной экономической ситуацией. Например, чистая прибыль заправочного бизнеса за первый квартал близка к нулю.

«В настоящее время доходность в районе 8 руб. на тонну по сравнению с 2 тыс. руб. на тонну годом ранее», — говорит источник.

По его словам, подавая в 2016 году в ФАС заявки на покупку заправок в прошлом году, «ЛУКойл» рассчитывал, что ситуация исправится, а налоговый маневр не скажется на ухудшении ситуации. «Но сейчас мы не видим, что ситуация в течение года может улучшиться», — отмечает источник.

Ситуацию, по словам источника, могло бы исправить повышение цен на 5 руб. за литр топлива, но «ЛУКойл» сделать этого не может.

Разбавлять бензин компания себе также позволить не может. Положение невозможно исправить и за счет нетопливных товаров, продающихся на АЗС.

По данным Thomson Reuters, в начале 2016 года цена барреля нефти Brent составляла $30,5, оптовая цена на топливо премиум-95 была на уровне 33 тыс. руб. за тонну, а средняя по России цена на АЗС составляла 36,89 за литр. К концу первого квартала прошлого года баррель подорожал до $38,84, оптовые цены выросли до 40 тыс. за тонну, среднероссийская цена на АЗС — до 37,19 руб. за литр.

В январе 2017 года баррель стоил уже $55,23, оптовые цены по премиуму-95 составляли 40,835 руб. за тонну, средняя цена на АЗС была на уровне 38,67 руб. за литр. К концу квартала баррель упал до $51,74, опт подорожал до 40,98 тыс. за тонну, литр бензина в рознице стоил 39 руб.

Таким образом, с начала прошлого года розничные цены выросли приблизительно на 5,7%, тогда как оптовые цены — более чем на 24%. И все это при волатильности барреля, который в течение того же времени показывал и рост почти в два раза, и хоть и не столь большое, но заметное снижение. Кстати, ранее «ЛУКойл» выступал в поддержу продления соглашения об ограничении добычи нефти, заключенного ОПЕК и 11 независимыми производителями (включая Россию) в конце прошлого года. Предполагалось, что оно будет способствовать росту и стабилизации цен, и поначалу так оно и произошло. Но затем на фоне роста добычи в США баррель опять пошел вниз.

«Ситуация в заправочном бизнесе очень тяжелая, — комментирует президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша. — Сложившееся положение попросту разоряет бизнес. Если уж компания такого масштаба, как «ЛУКойл», недовольна, то что говорить о независимых АЗС».

Глава МТА напомнил, что цены на АЗС сдерживаются по принципу «инфляция минус» (то есть повышаться должны на коэффициент, который меньше уровня инфляции). «Это очень хорошо для автомобилистов, но губительно для заправщиков, учитывая налоговый маневр», — говорит Аркуша.

Маневр предполагает постепенное снижение экспортной пошлины на нефть с соответствующим повышением налога на ее добычу (НДПИ). Рост НДПИ, в свою очередь, означает рост конечной стоимости сырья для топлива и подорожание самого топлива.

Чтобы не допустить этого, планировалось не повышать акцизы на бензин и «дизель». Но в рамках программы пополнения бюджета их все равно повысили.

«Розничная торговля топливом становится все более убыточной», — констатирует Аркуша. По его словам, поддерживать уровень рентабельности можно было бы за счет возвращения алкоголя на заправки. В январе в Госдуму был внесен законопроект, согласно которому на АЗС можно будет снова продавать алкоголь. Ряд экспертов полагают, что послабления увеличат количество пьяных за рулем.