Пенсионный советник

Польшу разорят старики

Расходы Польши на пенсионеров вырастут на €4,6 млрд к 2021 году

Оксана Решетова
Скульптура Игоря Миторая в центре Кракова, 2007 год Katarina Stoltz/Reuters
Скульптура Игоря Миторая в центре Кракова, 2007 год

Польша снижает пенсионный возраст и возвращается к гендерной дифференциации, тогда как другие страны Евросоюза, наоборот, идут по пути повышения возраста выхода на пенсию. Польские власти идут на поводу у электората, который ждет увеличения социальных программ для незащищенных слоев населения. Но результатом такого шага может стать значительный рост дефицита бюджета страны. Это повлечет за собой штрафные санкции со стороны Брюсселя.

Президент Польши Анджей Дуда подписал указ, согласно которому пенсионный возраст в стране снизится за счет отмены пенсионной реформы 2012 года. Она устанавливала единый возраст выхода на пенсию — 67 лет. Пол гражданина при этом не учитывался. Теперь пенсионный возраст будет составлять 65 лет для мужчин и 60 — для женщин. Указ президента вступит в силу с 1 октября 2017 года.

Отмена пенсионной реформы вызвала тревогу экономистов еще на этапе обсуждения.

Польша имеет одни из самых плохих демографических показателей в ЕС. По данным Центральной службы статистики Польши, в 2015 году был зафиксирован отрицательный прирост населения (–0,1%).

Число пожилых людей в возрасте от 65 лет выросло на 2,8 п.п., от 13,5% в 2010 году до 15,8% в 2015 году.

При этом экономическую ситуацию в стране нельзя назвать стабильной. По данным Eurostat, за последний квартал рост ВВП составил всего 0,2%, что в четыре раза хуже предыдущего показателя. Госдолг Польши в 2014 году составил 66% ВВП.

Снижение пенсионного возраста станет дополнительной нагрузкой для бюджета страны. К 2018 году расходы Польши на пенсии вырастут на 10 млрд злотых (€2,3 млрд), подсчитал Bloomberg. Этот показатель будет увеличиваться и дальше. По прогнозам, к 2021 году власти будут тратить на пенсии на 20 млрд злотых (€4,6 млрд) больше, чем в 2016 году.

На фоне увеличения расходов дефицит бюджета может превысить 3%. В этом случае Польша нарушит правила членства в ЕС.

В ноябре премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий заявил о том, что дефицит бюджета в 2016 году составит 40 млрд злотых (€9,02 млрд) вместо запланированных 54,7 млрд злотых (€12,3 млрд). Пополнить казну удалось в основном за счет увеличения налогов для кредитных организаций.

Отмена пенсионной реформы 2012 года имела явные политические мотивы.

Снизив пенсионный возраст, правящая партия «Право и справедливость», которая была инициатором этого нововведения, увеличила свою популярность.

Сейчас она имеет самый большой процент поддержки — 37%.

Партия и раньше заручалась голосами граждан за счет расширения социальной поддержки. Ярким примером может послужить город Соболев, где за «Право и справедливость» в 2015 году проголосовали 68% избирателей. Это почти вдвое больше, чем на предыдущих выборах. Причиной этого стала программа детских пособий размером 500 злотых (€115) в месяц. На эти выплаты правительство будет тратить €5 млрд в год, что также отразится на увеличении дефицита бюджета.

Население, особенно в сельских регионах, одобряет социальную политику властей. Но у международного сообщества она, наоборот, вызывает опасения.

Как сообщает рейтинговое агентство Moody's, отмена пенсионной реформы «ставит под угрозу доверие к политике Польши».

Напомним, что в июле правительство Польши утвердило план ликвидации частных пенсионных фондов, который вступит в силу в 2018 году. Акции этих организаций участвовали в торгах на Варшавской бирже. По данным Reuters, в 2013 году они принесли Польше 51,3% ВВП.

Теперь правительство передаст как минимум 0,25% из 140 млрд злотых ($35,2 млрд), которые сейчас находятся под контролем государства в частных пенсионных фондах(OFE), в единый демографический резервный фонд, а система OFE прекратит существование. Сразу после объявления этого плана акции WIG20 упали в цене на 2,7%, курс злотого понизился на 0,5% по отношению к евро.

Правительство может использовать средства резервного фонда на государственные нужды. Согласно действующему законодательству 1999 года, в пенсионные организации уходит 19,5% зарплаты работников без учета налогов.

«Есть вероятность, что часть долгосрочных пенсионных накоплений пойдет на покрытие предвыборных обещаний», — цитирует Reuters экономистов ING Bank.

Старение населения — общемировая проблема, актуальная во многих странах Европы, Азии и Америки. Россия не стала исключением.

По прогнозу Росстата, к 2031 году численность населения старше трудоспособного возраста повысится на 6,2 млн человек, а население в трудоспособном возрасте снизится на 5 млн человек.

Для того чтобы победить несбалансированность между пенсионными отчислениями и объемом пенсионных выплат, рассматриваются различные законодательные инициативы: повышение пенсионного возраста до 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин. Среди возможных сценариев в Минфине летом рассматривали и отказ от гендерной дифференциации, то есть повышение пенсионного возраста до 63 лет и для мужчин, и для женщин.

Пока согласовано только увеличение пенсионного возраста для госслужащих. В мае Владимир Путин подписал закон о его поэтапном повышении до 65 лет для мужчин и до 63 лет для женщин.

В российском правительстве против повышения пенсионного возраста выступает вице-премьер по социальной политике Ольга Голодец и глава Минтруда Максим Топилин. За выступают финансово-экономический блок правительства, Банк России и экс-министр финансов Алексей Кудрин, пишущий сейчас программу реформ для Владимира Путина.