Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Непрожиточная пенсия

Социальные пенсии упадут ниже прожиточного минимума в 2018 году

Елена Малышева, Петр Нетреба 28.11.2016, 15:26
Празднование Дня народного единства на соборной площади Омска Дмитрий Феоктистов/ТАСС
Празднование Дня народного единства на соборной площади Омска

Отношение размера пенсии к прожиточному минимуму пенсионера будет резко снижаться в 2017–2019 годах, а социальные пенсии уже в 2018 году упадут ниже прожиточного минимума. Это следует из расчетов Пенсионного фонда, с которыми ознакомилась «Газета.Ru». Пенсии по старости уменьшатся к прожиточному минимуму на 12,2% за ближайшую трехлетку.

Ниже минимума

Уровень благосостояния пенсионеров будет серьезно снижаться в ближайшие три года, несмотря на индексацию пенсий и их рост в абсолютном значении. По отношению к прожиточному минимуму пенсии по старости уменьшатся на 12,5% за ближайшую трехлетку, до 150% с нынешних 161%, а социальные пенсии в 2018 году окажутся ниже планки, необходимой для выживания, следует из презентации к докладу главы Пенсионного фонда Антона Дроздова, с которой ознакомилась «Газета.Ru».

С докладом предправления ПФР выступал в среду, 23 ноября, в Финансовом университете на международном форуме «Ловушка «новой нормальности». Фамилии Дроздова в официальной программе форума не значилось, и выступление прошло незаметно для журналистов на одной из панельных дискуссий. Но затем участники этой дискуссии пересказали часть презентации, в которой со ссылкой на экспертов говорилось о предложениях повысить пенсионный возраст.

После резонанса в СМИ Пенсионный фонд уточнял, что сам не является автором этих предложений, в правительстве они не рассматриваются, а презентация и вовсе была удалена с сайта университета.

Из ее текста следует, что соотношение пенсий с минимальным прожиточным минимумом пенсионеров, заметно снизившись за последние два года, продолжит падение в предстоящую трехлетку.

Для страховой пенсии по старости это соотношение, которое в 2014 году достигало 173,5%, в текущем году составляет уже 161%, а к 2019 году снизится до 148,4%. Наиболее резкое падение приходится на 2018 год — почти на 10%.

Прожиточный минимум пенсионера ежегодно рассчитывается правительством на основании потребительской корзины и статистики инфляции по продуктам питания и непродовольственным товарам. Он устанавливается ежегодно законом о федеральном бюджете, а на его основании регионы устанавливают собственный прожиточный минимум пенсионера.

Прогнозируемый размер пенсии по старости в 2017 году составит 13 657 руб. (при прожиточном минимуме пенсионера 8540 руб.), в 2018-м — 14 045 руб. (9364 руб.), в 2019-м — 14 439 руб. (9729 руб.).

Социальные пенсии сегодня едва превышают уровень одного прожиточного минимума (104,7%, или 8552 руб.), а к 2018 году составят лишь 97,8% от прогнозируемого минимума, или 9159 руб. В 2019 году, как ожидается, соотношение вернется в положительную плоскость и достигнет 102% — 9926 руб.

Доплата под вопросом

Такие расчеты Пенсионного фонда сделаны на основе прогноза Минэкономразвития, уточнили в пресс-службе ПФР. Снижение пенсий по старости в отношении к прожиточному минимуму в том числе обусловлено принятым решением не индексировать пенсии работающим пенсионерам, пояснили там.

Прожиточный минимум пенсионера на федеральном и региональном уровне теоретически служит для определения социальной доплаты к пенсиям. Практически пенсионер будет иметь на нее право, если не только сама пенсия, но и общая стоимость всей его социальной поддержки останется ниже прожиточного минимума.

В расчет включается дополнительное материальное и социальное обеспечение и иные меры социальной поддержки, в том числе региональные, поясняет Диана Агасиева из коллегии адвокатов «Бурцева, Агасиева и партнеры». Пенсионер не должен работать, добавляет председатель Межрегионального третейского суда Москвы и Московской области, адвокат Олег Сухов. При этом не учитывается помощь, оказанная региональными властями в натуральной форме, за исключением денежных компенсаций за пользование телефоном, жилыми помещениями, коммунальными услугами, проезда на всех видах пассажирского транспорта.

Доплата может быть федеральной или региональной, в зависимости от того, превышает ли региональный прожиточный минимум пенсионера федеральный или наоборот, отмечают юристы. Также имеет значение место жительства пенсионера — на доплату имеют право только пенсионеры, проживающие в России, и в зависимости от их нахождения в том или ином регионе.

Пенсионная инерция

Развитию пенсионной системы препятствует целый ряд обстоятельств, отмечается в презентации ПФР. Среди внешних это макроэкономические параметры, структура занятости, инфляция, показатели производительности труда, а также высокая теневая занятость и неблагоприятная демографическая ситуация. Внутренние ограничители тоже присутствуют: проблема досрочных пенсий, низкие требования к минимальному трудовому стажу, риски в накопительной составляющей пенсионной системы и другие.

При инерционном сценарии сохраняется целый ряд рисков, включая невозможность долгосрочной устойчивости бюджета Пенсионного фонда, снижение коэффициента замещения зарплаты, увеличение числа низкодоходных групп пенсионеров, рост трансфертов из федерального бюджета. Правда, в ближайшие три года они пока снижаются по отношению к ВВП: с 2,6% в 2016-м до 2,2% в 2019 году. Существенным подспорьем в латании дыр в ПФР остаются суммы замороженных страховых взносов на накопительную пенсию: 387,8 млрд руб. в 2017 году, 443,6 млрд руб. — в 2018-м, 503,5 млрд руб. — в 2019 году.

Из предлагаемых в последнее время мер согласованы только три: выплата пенсий работающим пенсионерам без индексации, проведение мер по легализации рынка труда и увеличение пенсионного возраста для госслужащих.

Но эксперты предлагают еще целый ряд мер, за счет которых можно было бы сэкономить 638 млрд руб., снизив бюджетный трансферт Пенсионному фонду до 1,4% ВВП.

Помимо повышения пенсионного возраста до 65 лет для мужчин и 60 для женщин, предлагается постепенный отказ от отраслевых льгот, повышение страховых взносов, увеличение требований к стажу для назначения досрочных пенсий и другие.

Дискуссия в экспертном сообществе о развитии пенсионной системы идет постоянно, отметил замдиректора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрий Горлин. «Насчет правительства я не знаю, а в экспертной среде эта работа не останавливается, — сказал он. — Все возможные меры давно озвучены, и по повышению возраста, и по требованиям к стажу, и другие».

Но все эти меры пока остаются идеями экспертов — их обсуждение в правительстве в среду отрицали и в Пенсионном фонде, и в социальном блоке правительства.

Все эти предложения разом принимать и не стоит, полагает Горлин. Внутри пенсионной системы, по его словам, скрыта большая масса проблем и деталей. «С моей точки зрения, лучше двигаться небольшими шагами», — отметил он.