Согласно оперативному отчету Федерального казначейства, доходы федерального бюджета за десять месяцев текущего года составили 10,441 трлн руб., расходы — 12,021 трлн руб. Таким образом, дефицит составил 1,58 трлн руб.
Осенью этого года в федеральный бюджет по инициативе правительства были внесены правки (Госдума одобрила их в третьем чтении 10 ноября). Уровень доходов бюджета понижен с 13,738 трлн руб. до 13,368 трлн руб., а уровень расходов повышен с 16,098 трлн руб. до 16,403 трлн руб. Дефицит бюджета увеличен до 3,66% ВВП, или 3,034 трлн руб., с 3% ВВП, или 2,36 трлн руб.
С учетом этих правок в последние два месяца текущего года должно быть израсходовано 4,4 трлн руб., что составляет свыше четверти всего годового объема бюджетных трат. Несмотря на все усилия, Минфину пока так и не удается избежать традиционной к концу года ситуации, когда в последние два месяца бюджетополучателям перечисляется большой объем средств и они начинают их судорожно и неэффективно тратить.
Такие расходы, как правило, подстегивают инфляцию, уровень которой прогнозируется на конец года в 5,8%. В этом году они еще и будут формировать структурный профицит ликвидности у банков (он служит одним из аргументов для ЦБ, чтобы поддерживать жесткую денежно-кредитную политику), поскольку дефицит бюджета будет погашаться в том числе за счет средств Резервного фонда.
По плану в этом году из резервов будет истрачено 2,1 трлн руб. Минфин последний раз продавал валюту из Резервного фонда (на 390 млрд руб.) на покрытие дефицита в августе этого года. Всего за текущий год из резервов было взято 1,17 трлн руб. По состоянию на 1 ноября 2016 года объем Резервного фонда составил 1,992 трлн руб., что эквивалентно $31,66 млрд.
Минфин может взять еще 1 трлн руб. до конца года, и в итоге на 1 января 2017-го в Резервном фонде может остаться всего около 900 млрд руб.
В следующем году правительству придется резко увеличить объем заимствований, чтобы покрыть дефицит. Кроме того, возможно, на эти цели будут использоваться средства Фонда национального благосостояния (на 1 ноября в нем находилось 4,542 трлн руб.).
«Если в 2015–2016 годах у нас были большие запасы в виде Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и мы использовали из них более 2 трлн руб., то дальше продолжать брать деньги из этого источника невозможно», — говорил министр финансов Антон Силуанов.
Он также отмечал, что «если закончатся средства Резервного фонда, то ФНБ — точно такой же резервный фонд».
При этом есть негативный сценарий, по которому в резервах останется пара сотен миллиардов уже в конце этого года. Это произойдет в том случае, если правительство не сумеет приватизировать пакет акций «Роснефти».
Впрочем, это вряд ли случится. Чтобы не лишать бюджет денег, было принято решение о выкупе 19,5% акций самой «Роснефтью». Директива правительства устанавливает минимальную цену пакета в 710,847 млрд руб. и срок реализации сделки не позднее 5 декабря 2016 года, срок завершения расчетов с покупателем — не позднее 15 декабря 2016 года. По словам главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева, в дальнейшем «Роснефть» может перепродать свои акции на рынке.
В конце ноября Госдума должна начать рассмотрение федерального бюджета на 2017 год и 2018–2019 годы. Предполагается заморозить расходы бюджета на весь трехлетний период, что позволит сократить дефицит бюджета до одного с небольшим процента в 2019 году. Бюджет сверстан из консервативных оценок — стоимости нефти в $40 за баррель, инфляции в 4% и роста ВВП на 0,6–2,1%. Значимых изменений в бюджет при прохождении через Госдуму и Совет Федерации не ожидается.