Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Новый КоАП не нравится бизнесу

Бизнес пожаловался Володину на новый КоАП

Рустем Фаляхов 27.10.2016, 15:21
Председатель Госдумы Вячеслав Володин на пленарном заседании Владимир Федоренко/РИА «Новости»
Председатель Госдумы Вячеслав Володин на пленарном заседании

Не принимать новую редакцию КоАП предложил спикеру Госдумы Вячеславу Володину бизнес-омбудсмен Борис Титов. Вместо стимулирования деловой активности новый кодекс расширяет карательные и коррупциогенные меры против бизнеса и драконовскую штрафную политику. Под обращением к Госдуме подписались и главы деловых союзов.

В среду уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов направил на имя спикера Госдумы Вячеслава Володина обращение (имеется в распоряжении «Газеты.Ru»), в котором предложил снять с рассмотрения депутатами новую редакцию Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Новая редакция кодекса — наследство предыдущего созыва, готовое к принятию Госдумой.

«Вместо стимулирования деловой активности и экономического роста новый проект КоАП предлагает нам расширенный пакет карательных мер и драконовскую штрафную политику. Это последнее, что нужно делать в кризис», — пояснил Титов.

В таком виде КоАП принимать нельзя, уверен бизнес. «Позиция предпринимательского сообщества на этот счет консолидированная», — говорит Титов.

Не наращивать срок

Бизнес-омбудсмена возмущает с десяток положений законопроекта. Например, наличие в нем такой меры, как ликвидация юридического лица за ведение деятельности без разрешения либо при отсутствии членства в саморегулируемой организации.

Бизнес также против увеличения срока давности по ряду нарушений. В частности, за нарушения в налоговой сфере срок давности предлагается нарастить с года или двух до трех, а в антимонопольной — до четырех лет.

Неприемлем и рост штрафов в 10–100 раз. По некоторым статьям штрафы достигают 6 млн и даже 20 млн руб., то есть уровня, прописанного в Уголовном кодексе.

Из УК позаимствовано и разделение административных правонарушений на «грубые», «значительные» и «менее значительные». Это приведет к росту штрафов и непредсказуемой правоприменительной практике, считают в предпринимательском сообществе.

Возможности для манипулирования

Между тем разработчики КоАП даже не удосужились обосновать взрывное увеличение размера штрафов. И не провели дифференциацию штрафов в зависимости от вида предпринимательской деятельности, от оборота компании. Для малого и некоторых видов среднего бизнеса штраф в 20 млн де-факто будет означать ликвидацию.

Кроме того, новый КоАП допускает два дополнительных наказания за одно и то же нарушение.

Еще одна из претензий — «создание условий для манипулирования обстоятельствами, смягчающими и отягощающими ответственность по административным правонарушениям». Например, ущерб от противоправной деятельности предлагается оценивать по фиксированной формуле, что не всегда корректно.

Что особенно возмущает бизнес-сообщество, так это желание разработчиков нового КоАП ужесточить ответственность для бизнеса и одновременно освободить от ответственности исполнительную власть, муниципальные и казенные предприятия, наделенные правами юридических лиц и выступающие ответчиками.

Вредный для климата

Вместе с бизнес-омбудсменом под обращением к спикеру Госдумы с требованием кардинально переработать поправки в КоАП поставили свои подписи также ключевые главы бизнес-союзов: Сергей Шохин, глава Российского союза промышленников и предпринимателей, Алексей Репик, глава «Деловой России», Александр Калинин, президент «Опоры России», и Сергей Катырин, глава Торгово-промышленной палаты РФ.

К проекту кодекса у предпринимательского сообщества имеется много концептуальных замечаний, отмечает Катырин. «Избыточно жесткие меры вместо превентивных, несоответствие наказания тяжести допущенных бизнесом нарушений могут серьезно ухудшить бизнес-климат в стране, ограничат экономическую активность и не уменьшат административную нагрузку на бизнес», — говорит глава ТПП.

Действующий КоАП был принят в 2001 году, и с тех пор в него внесли 2,5 тыс. поправок. За время работы прошлого созыва 294 федеральных закона, то есть каждый шестой из принятых, содержал положения, вносящие изменения в КоАП. При этом вроде как никто не сомневается, что, несмотря на постоянные обновления, действующий КоАП нуждается в актуализации.

Новая версия КоАП должна была стать одним из козырных законопроектов в портфеле Думы прошлого созыва. Активнее других лоббировал новую редакцию кодекса председатель комитета по конституционному законодательству и госстроительству единоросс Владимир Плигин. Были, впрочем, и альтернативные варианты кодекса, от эсэров. Но уже на этапе внесения «победил» вариант Плигина.

Проект новой редакции КоАП был внесен на рассмотрение Госдумы в декабре 2015 года. Документ состоит из 1,6 тыс. страниц. Его обсуждали на профильном комитете около 20 раз.

Однако и плигинский вариант в итоге не был принят. Не без давления бизнес-сообщества, которое потребовало доработку поправок.

Были замечания и у правительства. В частности, по поводу введения состязательного процесса при рассмотрении административных дел — вызов в суд составивших протоколы о нарушениях полицейских и чиновников грозит большими финансовыми затратами.

В итоге новую редакцию кодекса оставили для рассмотрения Думе нового созыва, который приступил к работе в начале октября.

Бизнес-омбудсмен Титов надеется на диалог с обновленным депутатским корпусом.

«Дума в обязательном порядке должна быть и местом для дискуссий, и для диалога», — пообещал Вячеслав Володин, заступив на пост спикера нижней палаты парламента.

Впрочем, представители бизнеса скептически оценивают возможности по либерализации законодательства. «Уж сколько раз и президент, и премьер призывали не кошмарить бизнес, из года в год призывают, дескать, дайте наконец-то бизнесу спокойно расти, но контрольно-надзорные органы, силовики не могут допустить принятия прозрачных и превентивных правил игры», — говорит Андрей Шубин, исполнительный директор «Опоры России». Если кодекс не будет репрессивным и без возможности двойного толкования, многочисленные «проверяющие органы» могут лишиться привычной «кормушки». В этом реальная причина бесконечных переписываний и «улучшений» действующего законодательства, считает Шубин.