Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Мечты о дальневосточном туристе

Нехватка отелей и дорогие авиабилеты тормозят развитие туризма на Дальнем Востоке

Елена Платонова (Владивосток) 02.09.2016, 22:34
shutterstock.com

Количество туристов на Дальнем Востоке растет, но его сдерживает нехватка отелей. Наименее охотно туда едут из центральноевропейских российских регионов — туроператорам не удается договориться с авиакомпаниями об организации чартеров, более дешевых, чем регулярные рейсы.

Как раскрыть туристический потенциал Дальнего Востока — этот вопрос стал темой одной из ключевых дискуссий на Восточном экономическом форуме, который стартовал 2 сентября во Владивостоке на острове Русский.

Турпоток на Дальний Восток демонстрирует быстрые темпы роста: по оценке властей Приморского края, турпоток сюда ежегодно увеличивается на 15%. По итогам 2015 года он составил 2,2 млн человек. Почти в три раза, до 180 тыс. человек, увеличился в 2015 году турпоток на Камчатку.

Количество путешественников, прибывших на Курилы, в первом полугодии 2016 года выросло на 24%, а на Сахалин — около 30%. Суммарных данных по всем дальневосточным регионам в Ростуризме не сообщили.

«Привлечение турпотока особенно важно для удаленных и труднодоступных районов Дальневосточного федерального округа, где нет условий для развития промышленности, однако имеется значительный туристический потенциал», — отметил глава Ростуризма Олег Сафонов.

Стремительнее всего растет въездной турпоток. С начала 2016 года число иностранных туристов в Хабаровском крае подскочило на 77%, до 11 тыс. человек. В Еврейской автономной области за этот период зафиксирован рост в 4,4 раза китайских туристов.

«Наибольший эффект для экономики региона может дать въездной туризм: до Владивостока, напомню, около двух часов лета из Токио, Сеула и Пекина», — рассказывал глава Минвостокразвития Александр Галушка в интервью «Газете.Ru».

Но основная доля остается все равно за внутренним туризмом. Из 2,2 млн туристов в Приморье в 2015 году только 465 тыс. были иностранцами, остальные прибыли из других российских регионов. Местный же турбизнес заинтересован в привлечении именно иностранных туристов: те более платежеспособны. В среднем китайский турист, по подсчетам Ростуризма, тратит в России около $1 тыс.

Пока туротрасль на Дальнем Востоке является хоть и перспективным, но слаборазвитым сегментом.

Удельный вес туристической отрасли в структуре экономики Дальнего Востока составляет около 0,37% ВВП: от 0,03% в Сахалинской области до 1,8% в Приморском крае, оценивал Галушка. «Он должен быть минимум в десять раз больше», — добавил тогда министр.

Дикий край

Основным препятствием развитию туризма на Дальнем Востоке является неразвитая инфраструктура — как транспортная, так и гостиничная. Дефицит гостиниц высокого класса во Владивостоке признавал и полпред по ДФО Юрий Трутнев.

«У нас действительно дефицит по местам высокого уровня. Приезжают гости серьезные, и они хотят размещаться в хороших гостиницах», — отмечал Трутнев.

Во время второго Восточного экономического форума Владивосток снова столкнулся с дефицитом номерного фонда. На проблему жаловались многие участники форума. В частности, предправления ВТБ Андрей Костин отметил, что «жизненные условия все равно приравнены к боевым», и напомнил, что до сих пор недостроены две гостиницы, которые местные власти обещали возвести еще к 2012 году.

Не хватает гостиниц наиболее популярной у туристов категории — экоотелей высокого класса в сельской местности — и в Камчатском крае. В Хабаровске до сих пор нет ни одной сетевой гостиницы. Ситуация постепенно исправляется, полагает директор «Турпомощи» Александр Осауленко: в Хабаровске, на Камчатке начали открываться малые отели, но остается дефицит номерного фонда в пиковые даты высокого сезона. Если турпоток развивается стремительными темпами, то ввод новых гостиниц идет не так быстро.

Остается нерешенным вопрос и с транспортной доступностью.

Развитию внутреннего туризма на Дальний Восток из центральноевропейских регионов России помогло бы появление чартерных рейсов, на базе которых туроператоры могли создать турпакеты. Чартерная перевозка понизила бы стоимость туров на Дальний Восток для жителей западной части страны. Но, как отметил Осауленко, «здесь на первый план выходят интересы авиакомпаний, у них существует своя политика по формированию рейсов на дальних расстояниях».

По его словам, определенные сложности имеются и с организацией чартерных рейсов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона на Дальний Восток, поскольку на этих маршрутах существуют назначенные перевозчики, занимающиеся регулярными перевозками. И нерегулярные рейсы, если авиакомпания не составляет целую цепочку чартеров, для авиаперевозчиков не столь интересны: они не предлагают туроператорам выгодные цены на их организацию. Недостаточно развита на Дальнем Востоке и малая авиация, которая необходима для развития туризма в отдалении от основных городов.

«Интерес у бизнеса к туризму на Дальнем Востоке есть, но, пока не будут решены вопросы логистики, мы вряд ли существенно разовьем туротрасль», — уверен Осауленко.

«Рынок [туризма на Дальнем Востоке] есть. Иностранцев стало больше, они стали ездить к нам чаще, мы стали для них доступнее, — рассказал гендиректор хабаровского девелопера «Дальрео» Максим Шипунов. — Но необходимо создавать инфраструктуру, необходимо создавать им условия, в которых они привыкли находиться». По его словам, многие решения властей, призванные увеличить турпоток, на практике выполняются очень медленно. Так, он посетовал, что уже третий год не удается открыть пункт пропуска на речном вокзале в Хабаровском крае.

«Сначала мы получали одобрение в Росгранице, теперь нас передали в Росгранстрой. Процедуры, с нашей точки зрения, необоснованно затянуты», — отметил Шипунов.

Отдых не для всех

Если турпоток из азиатских стран в регионы Дальнего Востока растет, то существенно увеличить турпоток из центральноевропейских регионов России не удается. Пока отдых на Дальнем Востоке для жителей западной части России остается достаточно дорогим удовольствием. Средняя стоимость тура на Камчатку с парой экскурсий обойдется жителям столицы чуть менее чем в 100 тыс. руб., по подсчетам «Газеты.Ru». Авиабилет по минимальному тарифу из Москвы в Петропавловск-Камчатский стоит около 20–25 тыс. руб., проживание 10 дней в гостинице эконом-класса будет стоить от 20 тыс. руб. с человека при двухместном размещении, около 15 тыс. руб. уйдет на питание.

Самым дорогим пунктом турпрограммы на Камчатке для всех туристов остаются экскурсии: полет на вертолете в Долину гейзеров в составе группы от 18 до 21 человека будет стоить 35 тыс. руб. на человека (длительность до 6 часов).

Есть менее дорогие, но все равно затратные экскурсии: трекинг-маршруты, посещение заповедников (от 4 тыс. руб. за человека).

Итого с учетом нескольких экскурсий тур на Камчатку будет стоить жителю центральноевропейской части России по самым скромным расценкам около 70 тыс. руб. (без посещения Долины гейзеров).

Если же брать отели чуть более высокого класса обслуживания и полноценную экскурсионную программу, то ценник вырастает до 130–150 тыс. руб. Эти цифры сопоставимы с посещением далеких карибских курортов: турпакет в четырехзвездочную гостиницу Доминиканской Республики с перелетом из Москвы, питанием, трансфером и парой групповых экскурсий обойдется в 110 тыс. руб.

Побывать на Сахалине и Курилах будет стоить от 130 тыс. руб.: минимум 20 тыс. руб. за авиаперелет из Москвы до Южно-Сахалинска и около 90 тыс. руб. за 12-дневную поездку на теплоходе с Сахалина на Курилы с минимальной туристической программой.