Украина продала Китаю «Мечту»

Украина и Китай могут начать производить самый большой самолет в мире

Евгения Сазонова 31.08.2016, 20:39


Самолет Ан-225 «Мрия» («Мечта»)

Самолет Ан-225 «Мрия» («Мечта»)

Ирина Александрова/РИА «Новости»

Право собственности на самолет Ан-225 «Мрия» («Мечта»), который был произведен на украинском предприятии «Антонов», а также чертежи и спецификации самолета переходят китайской компании Aerospace Industry Corporation of China, сообщил китайский телеканал CCTV. Участники рынка полагают, что этот самолет потребуется минобороны Китая.

Китайская компания Aerospace Industry Corporation of China (AICC) и украинское госпредприятие «Антонов» 30 августа подписали договор о сотрудничестве, согласно которому право собственности на самый большой в мире самолет Ан-225, а также его чертежи и спецификации переходят китайской стороне. Об этом сообщил в социальной сети Facebook китайский государственный телеканал CCTV.

Переговоры с китайской стороной велись еще в мае текущего года. «После подписания договора с украинской компанией Китай получил доступ к уникальным технологиям в области авиастроения. Планируется, что первый китайский Ан-225 будет выпущен уже в первой половине 2019 года», — отмечает CCTV. Детали сделки не раскрываются.

Информационное агентство УНИАН со ссылкой на ГП «Антонов» опровергло информацию китайских СМИ о продаже прав на Ан-225.

Однако позже на своей странице в Facebook украинский авиастроитель все-таки прокомментировал подписание контракта с компанией из КНР.

«30 августа 2016 года ГП «Антонов» и китайская компания Airspace Industry Corporation of China (AICC) подписали соглашение о сотрудничестве по программе Ан-225», — говорится в сообщении ГП. Также в нем уточняется, что таким образом стороны выразили намерения в долгосрочном сотрудничестве, которое предусматривает два этапа.

Первый этап — построение второго модернизированного экземпляра самолета Ан-225 «Мрия» в ГП «Антонов» и поставка компании AICC. Второй этап — создание совместного серийного производства Ан-225 в Китае по лицензии ГП «Антонов».

«Оба этапа будут реализованы по условиям отдельных контрактов», — отмечается в заявлении украинского авиастроителя.

Реактивный самолет сверхбольшой грузоподъемности Ан-225 является самым большим самолетом в мире. Он был разработан и построен в СССР на Киевском механическом заводе в 1984–1988 годах. Первый полет был совершен 21 декабря 1988 года. Изначально планировалось выпустить две машины, однако до сих пор самолет существует в единственном экземпляре. Лайнер оборудован шестью авиадвигателями Д-18Т производства «Мотор Сич». Длина самолета — 84 метра, высота — 18,2 метра.

В конце мая текущего года президент Украины Петр Порошенко, выступая на мероприятии, посвященном 70-летию ГП «Антонов», предложил концерну рассмотреть возможность производства Ан-225.

«Сегодня мы увидели возможность строительства еще одной «Мрии» Ан-225, есть у нас корпус уникального самолета Ан-70, я ставлю задачу просчитать все возможности, внимательно изучить рынок и мне доложить относительно возможности достройки этих символических самолетов», — говорил украинский лидер.

При этом ранее первый вице-президент ГП «Антонов» Александр Коцюба в интервью украинскому порталу «Лiга.Бізнес» говорил, что, по самым скромным оценкам, запуск производства Ан-225 в серийное производство оценивается в $3–4 млрд.

«Львиную долю затрат занимает подготовка производства, изготовление оснастки, закупка оборудования, сертификация и выпуск конструкторской документации», — утверждал он.

Назначением Ан-225 была доставка сверхбольших частей ракетоносителя «Энергия» и челнока «Буран» с заводов-производителей к месту старта, напоминает главный редактор портала Avia.Ru Роман Гусаров.

«Их перевозка осуществлялась не внутри фюзеляжа, а на специальных креплениях над фюзеляжем. Таким образом, Ан-225 крайне нишевый самолет, на сегодняшний день по своему прямому назначению он не востребован. По сути, даже для одного существующего самолета «Мрия» применения в мировой экономике нет», — считает Гусаров.

По его мнению, в этой ситуации единственное, на чем может заработать Киев, — продать документацию и права на производство этого самолета тому, кому может быть интересен этот проект.

Он отмечает, что Китай давно стремится получить доступ к технологиям разработки и строительства больших широкофюзеляжных самолетов.

«На сегодняшний день такими технологиями обладают только США, Евросоюз в лице Airbus и Россия с Украиной. Получив доступ к этим технологиям, КНР сможет не только строить «Мрию», но и на ее основе разработать собственный большой транспортный самолет. В то же время самолеты «Мрия» могут открыть для минобороны Китая совершенно новые горизонты. Обладая большой грузоподъемностью, самолет может использоваться для переброски численного состава и техники Народно-освободительной армии Китая, а также в случае переоборудования использоваться и как стратегический ударный самолет. Гражданского применения этому самолету я не вижу», — констатировал Гусаров.

Эксперт также не исключил, что в случае начала производства самолета в КНР украинская сторона надеется на получение дополнительных денег на доработку самолета, что, несомненно, потребуется, на производство двигателей для него и, возможно, авторские отчисления.