Поезда обогнали самолеты

Спрос на железнодорожные перевозки в страны дальнего зарубежья вырос впервые за два года

Елена Платонова 31.07.2016, 16:59
shutterstock.com

Число пассажиров на поездах в страны дальнего зарубежья выросло впервые с 2014 года. Сильнее остальных увеличился пассажиропоток во Францию, Италию и Германию. В страны СНГ и Балтии пассажиропоток продолжил сокращаться, но темпы снижения замедлились. На руку железнодорожникам играет заметное увеличение тарифов на авиабилеты в Европу, а также страх туристов перед возросшей террористической угрозой.

Пассажиропоток на железнодорожных маршрутах в страны дальнего зарубежья впервые за два года демонстрирует рост. В первом полугодии РЖД зафиксировали 3,5-процентное увеличение числа перевезенных пассажиров на поездах дальнего следования. Если в первом полугодии 2015 года он составлял 274,5 тыс. человек, то в первые шесть месяцев этого года подрос до 284,1 тыс. человек.

Стремительный рост показали такие направления, как Чехия (20,9%), Германия (27,7%), Италия (35,8%), Франция (57,5%), Корея (50,4%). Почти в четыре раза увеличилось число перевезенных пассажиров на маршруте в/из Венгрии.

Не удалось пока переломить тенденцию к сокращению на поездах в страны СНГ и Балтии. Пассажиропоток по этим маршрутам продолжил снижаться, но темпы сокращения замедлились. Если в первом полугодии 2015 года он упал по сравнению с аналогичным периодом 2014 года на 40%, с 5,2 млн до 3,11 млн человек, то в первом полугодии 2016 года он сократился лишь на 6,1%, до 2,92 млн человек.

При этом на некоторых маршрутах был зафиксирован существенный рост: пассажиропоток в Узбекистан вырос на 5,6%, до 194,5 тыс. человек, в Таджикистан — на 64,1%, до 30,13 тыс. человек, а в Эстонию — в два раза, до 45,78 тыс. человек.

Несмотря на рост пассажиропотока на поездах в страны дальнего зарубежья, самолеты остаются наиболее востребованным видом транспорта по дальним направлениям. По данным Росавиации, число пассажиров на международных авиарейсах в первом полугодии 2016 года составило 13,4 млн человек.

Но в отличие от железнодорожного транспорта, международные перевозки на авиарейсах продолжают демонстрировать сильное падение: по сравнению с первым полугодием 2015 года число пассажиров на международных рейсах упало на 26,8%. Из них количество пассажиров на маршрутах между Россией и странами за пределами СНГ сократилось на 28%, до 10,56 млн человек, тогда как на поездах оно растет.

Причин у такой динамики спроса на международное железнодорожное сообщение несколько. Одна из них — изменившаяся ситуация на авиационном рынке России.

Если в прошлом году российские авиакомпании в борьбе за долю на рынке не готовы были существенно повышать цены на авиабилеты, то в этом году после ухода с рынка «Трансаэро» стоимость билетов заметно подросла. Это помогло вернуть часть пассажиров на поезда, цены на которые вновь стали конкурентными.

Например, если в прошлом году средний чек на авиабилет «туда-обратно» из Москвы в Варшаву составлял 18,61 тыс. руб., то в этом цена выросла до 22,75 тыс. руб., подсчитали в Aviasales. Средняя цена на билеты на поезд из Москвы в Варшаву при этом увеличилась только на 2%, до 9,4 тыс. руб. (18,8 тыс. руб. в обе стороны), по данным поискового сервиса Tutu.ru.

Похожая ситуация и с поездками в Ниццу: если в прошлом году стоимость билетов на самолет из Москвы в Ниццу была намного выгоднее, чем на поезд, то в этом они почти сравнялись. По данным Aviasales, средний чек на авиабилет Москва – Ницца «туда-обратно» в первом полугодии 2015 года составлял 33,3 тыс. руб., а на поезд, по данным Tutu.ru, — почти 40 тыс. руб. В первом полугодии этого года авиабилеты в Ниццу подорожали на 19%, до 39,7 тыс. руб., а цена билетов на поезд — лишь на 5,6%. В результате они пришли к фактическому паритету.

Взрывной рост продемонстрировало направление в Эстонию: пассажиропоток на этом маршруте в первом полугодии 2016 года подскочил более чем в два раза, с 22,1 до 45,78 тыс. человек.

Частично это обусловлено временным прекращением курсирования поездов по этому маршруту с середины мая по середину июля 2015 года. Но также росту пассажиропотока способствовала и возросшая цена на авиабилеты в Таллин: средний чек на билеты из Москвы в Таллин в первом полугодии этого года вырос на 35,6%, до 23,9 тыс. руб., тогда как средняя цена за билет на поезд составила 9,4 тыс. руб.

Обратная ситуация с Казахстаном. На этом направлении стоимость авиабилетов по сравнению с прошлым годом демонстрирует снижение.

Так, по данным Aviasales, средний чек на билет из Москвы в Актау «туда-обратно» подешевел на 27,6%, с 25,6 до 18,5 тыс. руб.

Это объясняет тот факт, что на этом направлении пассажиропоток на поездах сократился на 16,6%, с 444,8 до 370,9 тыс. человек, в первом полугодии 2016 года.

Сыграло свою роль и увеличение частоты следования поездов: с декабря 2015 года увеличена периодичность курсирования поезда Москва – Берлин – Париж с двух до трех раз в неделю.

Еще одним фактором возвращения пассажиров на поезда дальнего международного сообщения стала возросшая угроза терактов. Взрыв самолета российской авиакомпании «Когалымавиа» в небе над Синайским полуостровом 31 октября 2015 года и теракт в аэропорту Брюсселя усилили страх пассажиров перед воздушным транспортом.

О страхе туристов путешествовать самолетами уже заявили европейские авиаперевозчики. «В этом году терактов гораздо больше, чем когда-либо», — цитирует главу британского авиаперевозчика EasyJet Кэролин Маккол The Wall Street Journal. По ее словам, все события, всколыхнувшие Европу за последние месяцы, сильно ударили по потребительской уверенности, а авиакомпании не попадали в столь сложные условия уже много лет.

Похожая ситуация и в России. «В России много, очень много туристов со страхом авиаперелетов. Альтернативы ж/д турам в Европу для таких туристов почти нет. Да и пейзажи по дороге очень даже живописные, а поезда комфортные. Это такая улучшенная альтернатива автобусным турам в Европу, которые были весьма популярны в прошлые годы», — пояснила директор по маркетингу сети турагентств «1001 тур» Мария Конабеева.