Месяц без Украины

Как распределился пассажиропоток на Украину после запрета на рейсы из России

Shutterstock
Россия и Украина приостановили с 25 октября прямое авиасообщение. Каким образом пассажиры теперь добираются до украинских городов, как изменился пассажиропоток на железной дороге и кто выиграл от запрета на прямые полеты, разбиралась «Газета.Ru».

До введения запрета на прямое авиасообщение между странами Украина являлась одним из трех наиболее востребованных у авиапутешественников направлений, значительно опережая Египет и Турцию. В 2013 году в день из России в направлении Украины вылетало около 24 воздушных судов, в 2014 году их количество снизилось, но все равно Украина держала первенство в списке популярных зарубежных направлений. В ее пользу играло и то, что этот маршрут был наименее подвержен сезонности и рейсы, курсирующие по нему, демонстрировали высокие показатели заполненности, рассказал председатель совета директоров аэропорта Внуково Виталий Ванцев.

В середине сентября президент Украины Петр Порошенко подписал указ о введении санкций против российских компаний, в том числе 25 авиаперевозчиков. В конце сентября российский Минтранс ввел зеркальный запрет в отношении украинских авиакомпаний на выполнение полетов по российским маршрутам с 25 октября (начало зимнего сезона в авиации). После этого Украина запретила осуществлять прямое авиасообщение между странами и не подпавшему изначально под санкции авиаперевозчику «ЮТэйр». С 25 октября между Россией и Украиной не выполняются прямые авиарейсы.

После введения запрета у россиян осталось несколько способов попасть на Украину. Самые популярные — на поезде либо на самолете с пересадкой в третьих странах. Поезд был и, несмотря на политический конфликт и ужесточение визового режима, оставался наиболее востребованным видом транспорта на российско-украинском направлении.

За первое полугодие 2015 года железнодорожным сообщением воспользовались 1,07 млн человек, за этот же период на самолетах между Россией и Украиной путешествовали чуть более полумиллиона человек.

Что для авиации плохо, для поезда хорошо

В настоящее время поезда РЖД между Россией и Украиной не курсируют. С остановкой на украинских станциях транзитом следует поезд сообщением Москва — Кишинев. В сообщении Россия — Украина курсируют поезда формирования «Украинских железных дорог» и поезда «Железной дороги Молдовы».

Как сообщили «Газете.Ru» в Федеральной пассажирской компании (оперирует поездами дальнего следования), количество пассажиров на российских поездах, следующих через Украину, продолжило сокращаться, но темпы сильно замедлились.

Если в сентябре и октябре прямой пассажиропоток в сообщении между Россией и Украиной в оба направления снизился на 37 и 35% соответственно к аналогичным периодам прошлого года, то с 1 по 23 ноября снижение прямого пассажиропотока составило 22% год к году.

С момента появления информации о запрете полетов украинских и российских авиаперевозчиков на Украину и в Россию доля купленных на «Туту.ру» билетов на поезд увеличилась более чем в полтора раза по сравнению с предыдущим периодом. Так, доля железнодорожных билетов на Украину с января по 24 октября 2015 года составляла примерно 1,3% от всех оформленных на «Туту.ру» билетов, а после 25 октября уже выросла до 2,3%, сообщили «Газете.Ru» в «Туту.ру». Впервые за текущий год спрос на билеты на поезда на российско-украинском направлении превысил аналогичный показатель прошлого года.

Украинские города продолжают входить в топ-10 самых популярных заграничных направлений для железнодорожных пассажиров.

По результатам анализа продаж ж/д билетов на Украину и обратно за четыре месяца, с сентября по декабрь 2015 года, самыми востребованными городами остаются Киев, Харьков, Запорожье. Причем если маршруты Москва — Киев и Москва — Харьков и в прошлом году входили в топ-10 (их доля в продажах зарубежных железнодорожных билетов составляла 9,9 и 4,3% соответственно), то Запорожье в ноябре 2015 года поднялось на пять позиций по сравнению с ноябрем 2014 года — с тринадцатого на восьмое место, увеличив долю в продажах зарубежных билетов до 1,8%.

В Киев — через Минск

Те пассажиры, которые предпочитают авиацию железнодорожному сообщению, теперь летают с пересадками в Белоруссии либо Молдавии. На фоне повышенного спроса на авиабилеты из России «Белавиа» с 12 ноября увеличила частоту полетов на маршруте Минск — Киев с двух рейсов в день до трех, а к концу года планирует осуществлять четыре рейса по этому маршруту. Помимо этого, «Белавиа» с 17 декабря начнет ежедневно летать из Минска в Харьков, расширив географию полетов по украинскому направлению.

Минимальные цены в ноябре 2015 года на билеты из России на Украину предлагают, прежде всего белорусский авиаперевозчик «Белавиа», а также молдавская Air Moldova (если речь идет о маршруте из Москвы в Одессу) либо комбинация авиаперевозчиков («Аэрофлот» и «Международные авиалинии Украины» с пересадкой в Минске). Подавляющее число пассажиров попадает на Украину с пересадкой в Минске.

По данным поискового сервиса aviasales.ru, за месяц после прекращения прямого сообщения выросла средняя стоимость билета только по одному маршруту: Москва — Киев. На нем средний чек в ноябре 2015 года составил 12 667 руб., что выше на 37%, чем средняя цена билета Москва — Киев в период с 1 до 24 октября 2015 года (9230 руб.). По другим ключевым маршрутам существенного роста цен обнаружено не было.