Пенсионный советник

«Трансаэро» «взлетает» без разрешения

Росавиация запретит летать «Трансаэро» с 26 октября

Семен Михайлов 21.10.2015, 13:50
Марина Лысцева/ТАСС

Росавиация аннулирует сертификат эксплуатанта авиакомпании «Трансаэро» 26 октября. После этого авиакомпания не сможет больше совершать полеты. Решение об отзыве сертификата не остановило акционеров S7 от покупки доли авиакомпании. Впрочем, сделка носит скорее стратегический характер: многим кредиторам «Трансаэро» важно, чтобы компания сохраняла признаки жизни еще некоторое время, для того чтобы не списывать огромные долги, отмечают источники.

Сертификат эксплуатанта авиакомпании «Трансаэро» аннулируют 26 октября, заявил глава российского Минтранса Максим Соколов. «Сегодня утром подписан приказ об аннулировании сертификата эксплуатанта авиакомпании «Трансаэро» 26 октября этого года», — отметил Соколов.

Аннулирование сертификата стало итогом проверки Росавиации, которая была завершена 20 октября. Как отметил глава Росавиации Александр Нерадько, проверка показала, что выявленные недостатки, а также ухудшение основных производственных показателей и финансово-экономического состояния «Трансаэро» серьезно влияют на безопасность полетов и права потребителей.

«Аннулированный сертификат, в соответствии с правилами, не восстанавливается», — заявил глава Росавиации.

Сертификат эксплуатанта — это официальный документ, разрешающий осуществление воздушных перевозок и авиационные работы в соответствии с условиями и ограничениями, содержащимися в эксплуатационных спецификациях, являющихся неотъемлемой частью сертификата. Аннулирование сертификата автоматически запрещает авиакомпании перевозку пассажиров и останавливает ее деятельность.

Новости об отзыве лицензии, впрочем, не оказали никакого влияния на акции авиакомпании. По данным Московской биржи, бумаги «Трансаэро» выросли уже на 186,76%, до 19,5 руб. за акцию.

Причиной роста акций стала покупка совладельцем авиакомпании S7 («Сибирь») Владиславом Филевым «не менее 51% акций» «Трансаэро» у крупнейшего акционера авиакомпании Александра Плешакова. Сумму сделки ее участники не раскрывают. Однако, по словам Плешакова, цена пакета составила «существенно больше одного рубля», предполагавшегося в рамках несостоявшейся сделки с «Аэрофлотом». В свою очередь, Филев заявил, что у акционеров S7 есть план урегулирования отношений с кредиторами «Трансаэро», однако не привел подробностей.

Сделка между Плешаковым и Филевым в первую очередь выгодна кредиторам компании, отмечает источник «Газеты.Ru», знакомый с ходом переговоров, и подтверждает источник, близкий к кредиторам. Даже если «Трансаэро» не сможет летать, авиакомпания продолжит еще несколько кварталов вести финансовую деятельность, что позволит банкам-кредиторам отсрочить момент списания долга с баланса.

«Компания операционно мертва, — констатирует источник, близкий к кредиторам авиакомпании. — В собственности «Трансаэро» не более 10 самолетов, а активы компании на текущий момент не превышают 10 млрд руб. Впрочем, сценарий резкого банкротства «Трансаэро» крайне нежелателен: банкам придется за короткий промежуток времени списать огромные долги, а это уже очень сильно ударит по стабильности самих кредитных организаций».

«Отсрочка или растягивание списания долга на 2–3 квартала сейчас необходима. Доля «Трансаэро» в кредитных портфелях некоторых банков была весьма значительной, поэтому резкое банкротство авиакомпании переживут не все», — отмечает источник, знакомый с ходом переговоров.

Общий объем долгов «Трансаэро» оценивается в 250 млрд руб., из которых 150 млрд руб. — обязательства по лизингу, 20 млрд руб. — задолженность перед аэропортами и топливозаправочными комплексами.

Задолженность авиакомпании перед банками составляет около 80 млрд руб., крупнейшим кредитором выступает Сбербанк, а также ВТБ и Внешэкономбанк (ВЭБ).