Пенсионный советник

Поезда теряют пассажиров

Количество пассажиров на международных поездах сократилось на 30%

Елена Платонова 20.07.2015, 13:59
Shutterstock

Число пассажиров на международных поездах сократилось более чем на 30%. Из-за роста рублевой стоимости железнодорожных билетов часть пассажиров предпочла воспользоваться авиаперелетами. Эксперты считают тенденцию системной и долгосрочной, обращая внимание на то, что, пока авиабилеты не подорожают до темпов валютного роста, возвращения пассажиров на поезда ожидать не стоит.

Российский рынок международных железнодорожных перевозок за год потерял более трети. В первом полугодии 2015 года количество перевезенных пассажиров в международном сообщении сократилось на 39%, с 5,54 млн до 3,36 млн человек, сообщили «Газете.Ru» в РЖД со ссылкой на данные Федеральной пассажирской компании (ФПК, 100-процентное дочернее предприятие РЖД). Международные железнодорожные перевозки по СНГ и странам Балтии сократились на 40%. Количество перевезенных пассажиров упало с 5,19 млн до 3,11 млн человек. По дальнему зарубежью также было зафиксировано резкое ухудшение показателей отрасли: пассажиропоток там сократился на 28%, с 345 тыс. до 249,4 тыс. человек.

Основную долю падения пассажиропотока на международном сообщении (более 2 млн человек) обеспечило резкое сокращение перевозок в СНГ и страны Балтии.

Из-за политического конфликта с Украиной, а также в связи с ужесточением визового режима более чем наполовину сократился пассажиропоток по украинскому направлению. Так, за шесть месяцев 2015 года железнодорожным сообщением воспользовались всего 1,07 млн человек против 2,23 млн пассажиров годом ранее. Тем не менее Украина осталась в тройке лидеров наиболее популярных международных железнодорожных маршрутов, хоть и уступив первое место Белоруссии.

На белорусском направлении пассажиропоток также сократился. За первое полугодие текущего года было перевезено на 29% меньше пассажиров, чем в 2014 году: 1,07 млн против 1,5 млн человек годом ранее. Наименьшее уменьшение продемонстрировало казахстанское направление, которое находится на третьей строчке в списке самых популярных международных железнодорожных маршрутов: там падение составило всего 7%, с 476 тыс. до 445 тыс. человек.

Наибольшее падение пассажиропотока в процентном эквиваленте продемонстрировали Азербайджан (-65%, до 33,63 тыс.), Эстония (-60%, до 22,1 тыс.), Литва (-59%, до 23,34 тыс.), Молдавия (-50%, до 164,76 тыс.), Киргизия (-50%, до 8,33 тыс.), Таджикистан (-42%, до 18,37 тыс.) и Узбекистан (-37%, до 184,19 тыс.).

На железнодорожных направлениях по дальнему зарубежью самым популярным маршрутом осталась Финляндия:

в первом полугодии поездами «Аллегро» и «Лев Толстой» было перевезено 204,24 тыс. человек, что на 24% меньше прошлогоднего показателя. Сократился пассажиропоток и по Польше (-28%, до 14,33 тыс.), занимающей второе место по популярности на дальнезарубежных железнодорожных направлениях, и по Чехии (-44%, до 7 тыс.), закрывающей тройку лидеров в списке.

Более чем в два раза уменьшилось количество пассажиров на поездах по немецкому маршруту: в первом полугодии 2015 года поездами воспользовались 5,82 тыс. вместо 12 тыс. человек годом ранее.

Германия уступила четвертое место в списке наиболее популярных дальнезарубежных железнодорожных направлений Монголии, которая единственная в этом году демонстрирует рост: сразу на 18% подскочил пассажиропоток в первом полугодии текущего года, до 6,2 тыс. человек. Но по всем остальным направлениям было зафиксировано сокращение пассажиропотока: Китай (-49%, до 2,19 тыс.), Австрия (-20%, до 3,52 тыс.), КНДР (-26%, до 1 тыс.).

Почти не сократился поток пассажиров во Францию: показатель снизился всего на 2%, до 3,46 тыс. человек. При этом именно на этом маршруте удалось добиться максимальной заполняемости поездов в международном сообщении. Населенность поезда № 23/24 сообщением Москва — Париж в апреле и мае достигала 98%, а за пять месяцев текущего года в среднем превысила 70%, сообщили «Газете.Ru» в ФПК.

Причин у наблюдаемого сокращения пассажиропотока несколько. Частично на снижении показателей сказался отказ РЖД от использования собственного подвижного состава в пользу поездов иностранного формирования.

Резкое ухудшение показателей отрасли на международных направлениях во многом обусловлено уменьшением покупательной способности населения из-за обесценивания рубля и увеличением рублевой стоимости железнодорожных билетов.

Плата за проход составов и отдельных вагонов по зарубежным путям рассчитывается в иностранной валюте, поэтому цены на билеты также номинированы в валюте.

В настоящее время стоимость билета в одну сторону на взрослого пассажира в самом дешевом втором классе составляет в Вену — €173, в Берлин — €167, в Париж — €281, в Ниццу — €268, в Хельсинки — €98 (из Москвы), €79 (из Санкт-Петербурга).

Международное железнодорожное сообщение и раньше не было дешевым удовольствием, а за последний год рублевая стоимость и вовсе увеличилась почти на треть - на столько в среднем подорожала европейская валюта.

Пассажиры раньше готовы были платить больше за ряд преимуществ, которыми обладают железнодорожные перевозки: в числе прочего пассажиры имеют право на объемный багаж (а не 20 кг, как у большинства авиакомпаний в эконом-классе), на бесплатный проезд для детей до 5 лет (у авиакомпаний на бесплатный проезд могут претендовать дети до 2 лет), а также принято считать, что поездка в поезде переносится людьми пожилого возраста и беременными женщинами легче, чем авиаперелет.

Но из-за резкого увеличения рублевой стоимости железнодорожных билетов те преимущества, которые касались бесплатной нормы провоза багажа и скидок на детей, нивелировались. Часть пассажиров предпочли перейти с поездов на авиасообщение, где авиакомпании борются за каждого пассажира на сокращающемся рынке, предлагая выгодные цены на перелеты.

На тех направлениях, где на железной дороге наблюдалось почти двукратное падение, в авиасообщении заметен рост пассажиропотока.

По данным аэропорта Домодедово, лидерами наиболее популярных направлений в первом полугодии 2015 года стали такие города, как Кишинев (Молдавия), Киев (Украина), Ереван (Армения), Стамбул (Турция) и Бишкек (Киргизия). Общее число пассажиров, совершивших перелет по этим направлениям через Домодедово, на 32% превышает соответствующие показатели 2014 года.

Несмотря на существенное сокращение пассажиропотока у российского железнодорожного перевозчика пока нет возможности стимулировать спрос с помощью снижения цен на билеты, объясняют эксперты. «Стоимость билетов международных железнодорожных перевозок рассчитывается по межгосударственному тарифу (МГПТ), который утверждается ежегодно. При этом валютой для расчета международных тарифов является швейцарский франк, курс которого вырос в 1,5 раза по отношению к июлю 2014 года», - объяснил «Газете.Ru» Александр Поликарпов, заместитель руководителя департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий (ИПЕМ).

Он подчеркнул, что «железнодорожники не в состоянии существенно снизить стоимость проезда, так как они связанны международными обязательствами». По словам Поликарпова, «в международном сообщении железнодорожники жестко ограниченны долгосрочными международными договорами и не могут гибко реагировать на изменения ситуации на рынке».