Нефтяные компании просят скорректировать условия модернизации нефтеперерабатывающих мощностей. Как рассказал в четверг «Газете.Ru» глава управления контроля ТЭК Федеральной антимонопольной службы Дмитрий Махонин, в ФАС с соответствующими письмами обратились «ЛУКойл», «Газпром нефть» и ТАИФ (татарстанская группа компаний, занимающаяся помимо нефтегазопереработки и нефтехимии энергетикой, строительством и телекоммуникациями).
По словам Махонина, речь идет о корректировке четырехстороннего соглашения, заключенного в 2011 году нефтяниками, ФАС, Ростехнадзором и Росстандартом. По этому соглашению нефтяные компании обязались до конца 2015 года модернизировать свои НПЗ, переведя их на производство топлива экологического класса «евро-5».
Основная идея в том, что постепенно Россия будет избавляться от низкоэкологичного топлива и приближаться к стандартам Европы (в ЕС топливо класса ниже Е5 использовать запрещено еще с 2009 года). Сам по себе стандарт «евро-5» определяет количество вредных веществ в выхлопных газах. В России последовательно запрещалось использование топлива стандартов Е2 и Е3, с начала 2015 года можно использовать только Е4, а со следующего и такое топливо попадет под запрет. Компании в 2011 году обязались инвестировать в модернизацию своих мощностей 1 трлн руб. и к началу 2016 года полностью перейти на выпуск «евро-5».
Предполагалось, что до 2016 года нефтяники направят на необходимую для этого модернизацию НПЗ 1 трлн руб.
Дмитрий Махонин отмечает, что компании просят продлить сроки модернизации в связи с изменением макроэкономической ситуации (напомним, что цены на нефть с середины лета 2014 года упали в два раза и сейчас балансируют около отметки в $55 за баррель. — «Газета.Ru»). И в принципе ФАС против переноса сроков как таковых не возражает.
«Мы предлагали и Е3 не запрещать с этого года, как, например, сделал Казахстан (казахи перенесли сроки перехода на Е4 на год), — рассказывает Махонин. — Наша главная задача — чтобы рынок был обеспечен необходимым количеством топлива, а для этого нужен комплексный подход в анализе ситуации».
При этом чиновник отметил, что в случае дисбаланса топливного рынка и ценовых потрясений это может быть рассмотрено ФАС как действия производителей, направленные на сокращение выпуска товаров, на которые есть спрос.
Согласно антимонопольному законодательству РФ, в таких случаях ФАС имеет право оштрафовать нарушителя.
По словам Махонина, сейчас правительство (в первую очередь Минэнерго) должно рассмотреть и тщательно взвесить все риски, связанные с возможной корректировкой четырехстороннего соглашения. Кроме того, он напомнил, что есть еще две стороны соглашения — Ростехнадзор и Росстандарт, которые также должны дать свое заключение по вопросу. Связаться с представителями ведомств в четверг не удалось.
В Министерстве энергетики «Газете.Ru» также сообщили, что было зафиксировано обращение нефтяных компаний, однако ни их названия, ни даже их числа не сообщили. «Министерство рассматривает этот вопрос, позиция пока не выработана», — сказал представитель Минэнерго.
Источник на нефтяном рынке говорит о потенциальной опасности, связанной с возможным несоблюдением сроков.
«Если «евро-4» будет выведен из употребления, а объемов «евро-5» будет недостаточно для насыщения рынка, сложится именно та ситуация, о которой предупреждал Махонин, — нехватка топлива и вызванный ею рост цен, — предупреждает источник. — Это, в свою очередь, привлечет внимание ФАС».
Впрочем, не все компании просят именно переноса сроков. «ЛУКойл» отказался комментировать ситуацию, с ТАИФ связаться не удалось, зато «Газпром нефть» объяснила, что в своем письме она просит ведомства, участвующие в соглашении, рассмотреть возможность исключения из него обязательства по вводу установки МТБЭ (метил-трет-бутилового эфира) на Омском НПЗ.
В пресс-службе «Газпром нефти» поясняют, что установка МТБЭ рассчитана на производство высокооктановых бензинов (95 и 98) и ее запуск был запланирован в связи с тем, что из оборота должен был быть выведен бензин с октановым числом 92. Однако обновленная версия Технического регламента предусматривает сохранение оборота 92-го бензина, в связи с чем проект МТБЭ теряет свою экономическую эффективность: компания в полном объеме исполнит обязательства по выпуску высокооктановых бензинов, закрепленные четырехсторонним соглашением, без ввода установки МТБЭ.
Что же касается сроков и прочих условий по модернизации НПЗ, «Газпром нефть» заявляет, что все обязательства выполняет своевременно и планы не меняет.
Аналитики указывают, что в целом сейчас не самый удачный момент для модернизации перерабатывающих мощностей. По словам экспертов Thomson Reuters KORTES, снижение мировых и российских цен на нефтепродукты (в долларах) приводит к сокращению выручки и, соответственно, к желанию компаний сократить свои инвестиции в модернизацию.
Глава аналитической компании Small Letters Виталий Крюков указывает, что само по себе улучшение качества топлива не столь затратно, как, например, общее углубление переработки нефти.
«Установка для гидрокрекинга стоит более $1 млрд, установки для повышения качества бензина (например, для изомеризации) — примерно в пять раз дешевле», — поясняет эксперт.
При этом, по словам Крюкова, по модернизации НПЗ бьет не столько общемировое падение нефтяных цен, сколько решение российских властей по топливным акцизам. Проводимый с начала года так называемый налоговый маневр предполагает постепенный рост налога на добычу нефти, что должно быть компенсировано снижением экспортной пошлины. Однако это увеличивает себестоимость добычи и повышает привлекательность экспорта. Соответственно, нефть на внутреннем рынке дорожает и ее физически становится меньше, так как большие объемы направляются за рубеж.
Чтобы не допустить роста внутренних цен на бензин, правительство решило снизить топливные акцизы. Однако региональные власти (в частности, глава Татарстана Рустам Минниханов) обратили внимание правительства на тот факт, что доходы от топливных акцизов поступают в дорожные фонды регионов. И запланированное снижение акцизов не позволит эти фонды наращивать.
Поэтому топливные акцизы были увеличены на 1 рубль на литр топлива. Как рассказывал ранее «Газете.Ru» источник в одной из ведущих российских нефтяных компаний, в результате этого налоговое бремя у каждого из основных игроков российского нефтяного рынка выросло более чем на $1 млрд.
Крупнейшая российская нефтяная компания «Роснефть» заявляет, что на данный момент не пересмотрела своих планов по модернизации НПЗ, но также отмечает влияние налогового маневра.
«Наряду с радикальными изменениями в мировой конъюнктуре он является существенным, системным риском программы модернизации нефтеперерабатывающих мощностей в России, — заявил «Газете.Ru» представитель госкомпании. — В условиях ограничения роста цен и существующих обязательств по поставкам нефтепродуктов новая фискальная система ведет к снижению маржи нефтепереработки оценочно до двух раз в сравнении с налоговым режимом 2014 года, что существенно снижает ее эффективность».
При этом, по словам представителя «Роснефти», в преимущественном положении оказываются НПЗ, не производящие нефтепродукты для внутреннего рынка и не осуществляющие инвестиции в модернизацию.
Самое пикантное, что переход на топливо класса «евро-5» отнюдь не является необходимостью. По словам Виталия Крюкова, бензин стандарта Е4 отличается от Е5 не принципиально.
«Вопрос «экологичности» очень дискуссионный, и многие эксперты не раз говорили о том, что для нашей страны европейский подход неприемлем и если вводить более экологически чистое топливо, то с ранжированием по местности, — говорят в Thomson Reuters KORTES. — Ведь для удаленных районов той же Сибири высокоэкологичное евротопливо даже хуже, чем обычное, потому что техника в большинстве своем старая и отечественного производства».