РЖД хотят загрузить вагонами

Железнодорожные операторы намерены сдать ей в аренду свой подвижной состав

Владимир Тодоров 25.02.2015, 11:14
Руслан Шамуков/ТАСС

В правительстве активизировалась дискуссия по поводу того, что делать с железнодорожной отраслью в период кризиса. Железнодорожные операторы ПГК, ФГК, Globaltrans и НТС на фоне спада объемов перевозок хотели бы вернуть часть парка грузовых вагонов под управление РЖД. Сама монополия пока официально не сформулировала отношение к этой инициативе. Некоторые эксперты и чиновники считают идею не соответствующей стратегии развития отрасли.

Согласно действующей в России концепции рынка железнодорожных перевозок, РЖД владеет только инфраструктурой и не занимается управлением вагонов. В 2013 году все вагоны были переданы в управление дочерней компании – Федеральной грузовой компании (ФГК). Однако в прошлом году на фоне роста эксплуационных издержек некоторые операторы столкнулись с резким падением маржинальности и поэтому стали испытывать проблемы с кредитоспособностью. В прошлом году РЖД подписала соглашение с ФГК о передаче ей в аренду 114 тысяч полувагонов своей «дочки», но сотрудничество было прекращено в конце 2014 года. В неофициальных беседах представители компании признавались, что брать в аренду вагоны частных перевозчиков монополии не очень-то выгодно, так как РЖД осуществляет перевозки по регулируемым тарифам, а «частники» — по рыночным. Кроме того, идее передаче вагонов в аренду РЖД в правительстве противился вице-премьер Аркадий Дворкович, считавший, что это противоречит стратегии развития отрасли.

Отметим, что негативная ситуация в экономике влияет не только на частных перевозчиков, но и на РЖД. По данным главного вычислительного центра (ГВЦ) перевозчика, объем перевозок РЖД в январе 2015 года снизился на 2,1% до 104,1 млн тонн. Несмотря на то, что внутренние перевозки остались на прежнем уровне и составили 60,229 млн тонн, международные перевозки уменьшились на 5,2% - до 43,916 млн тонн. Импорт грузов также уменьшился на 20% до 5,850 млн тонн, а экспорт снизился на 0,1% и составил 36,517 млн тонн. Однако наибольшее сокращение пришлось на транзитные перевозки, их объемы по сравнению с показателем прошлого года сократились на 36,3% и составили 1,549 млн тонн.

Возможные меры, направленные на повышение эффективности управления вагонными парками, обсуждались на совещании у замминистра Алексея Цыденова. Было решено предложить РЖД направить в феврале в Минтранс информацию о возможном размере платы за привлекаемый железнодорожный подвижной состав. РЖД также попросили прислать предложения по установлению временного периода, на который целесообразно осуществить привлечение грузовых вагонов. Делегацию от РЖД на совещании возглавлял вице-президент Салман Бабаев. Получить официальный комментарий РЖД по поводу идеи частных перевозчиков не удалось.

Частные железнодорожные перевозчики, которым принадлежит значительная часть вагонов, хотят за счет бюджетных денег сдать в аренду РЖД подлежащий списанию и устаревший подвижной состав, считает генеральный директор исследовательского агентства Infranews Алексей Безбородов. «Частным железнодорожным операторам в совокупности принадлежит порядка 500 тысяч вагонов, из которых 260 тысяч являются устаревшими и зачастую стоят на приколе. Они не хотят их списывать и пытаются на время кризиса передать их на хранение РЖД», - рассказал эксперт «Газете.Ru».

Аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов соглашается, что некоторые перевозчики в последнее время столкнулись с недозагрузкой мощностей, поэтому они предпочитают сдать часть подвижного состава в аренду РЖД, поскольку это обеспечит им фиксированный доход. «При этом некоторые перевозчики связаны контрактными обязательствами с рядом металлургических предприятий и не испытывают проблемы с загрузкой мощностей. Так, у Globaltrans и ПГК более половины подвижного состава составляют универсальные полувагоны, которые полностью заняты перевозкой подобных грузов. ПГК сотрудничает с НЛМК и Северсталью, а Globaltrans - с ММК Металлоинвестом», - отмечает эксперт.

Гендиректор отраслевой исследовательской компании «InfoLine-Аналитика» Михаил Бурмистров сомневается, что РЖД сумеет договориться с операторами. «Средний уровень доходности полувагонов составляет 450 рублей в сутки, так что если РЖД предложит более высокую арендную ставку, то перевозчики с радостью заключат арендные соглашения. Однако ни одна из ранее предложенных схем не отвечала требованиям эффективности самих РЖД и не обеспечивала изменений в перевозочном процессе. В результате были свернуты программы с ФГК по технологическому аутсорсингу и аренде части подвижного состава», - резюмирует Бурмистров.

Производители подвижного состава, напротив, обсуждение в правительстве воспринимают с энтузиазмом. Идея может быть выгодна для РЖД, считают они. «Компания получит возможность эффективно управлять взятым в аренду парком и обеспечивать бесперебойность перевозок, — говорит заместитель директора по перспективному развитию ОАО ХК «СДС-МАШ» Станислав Золотарев. — Кроме того, РЖД сможет снизить цены на ряде маршрутов, что особенно важно в период кризиса. Ведь в отличие от частных операторов, компании не надо повышать цену исходя из своих финансовых интересов». По его словам, за аренду операторы будут получать живые деньги, которые могут направить на ремонт неисправного подвижного состава, на сегодня насчитывающего порядка 170 тысяч вагонов. «Таким образом, новые заказы смогут получить и находящиеся в непростом положении вагоностроители», - резюмирует Золотарев.