Украина дорожает

Цены на продукты питания на Украине выросли практически на треть

Олег Сирых (Киев) 10.12.2014, 11:29
Валерий Шарифулин/ТАСС

Цены в украинских магазинах меняются едва ли не каждую неделю, сообщает киевский корреспондент «Газеты.Ru». Импортеры вынуждены реагировать на девальвацию гривны, а местные производители — на рост стоимости топлива и иностранных составляющих. По данным Госкомстата Украины, инфляция с начала года составила 22%. Очевидно, что рост цен не закончен: производители и импортеры планируют повышать их и в следующем году.

Цены в киевских магазинах отпугивают покупателей. Например, еще две недели назад итальянская вермишель в столичном гипермаркете «Мегамаркет» стоила 21 грн (61 руб.) за пачку 0,5 кг, а уже через неделю — 26 грн (76 руб.). Украинцы стали усиленно запасаться крупами. Как результат, гречка за месяц в большинстве супермаркетов выросла в цене практически вдвое, с 10 (29 руб.) до 18–19 грн (53–56 руб.) за килограммовую пачку.

Мясо тоже становится недоступным. Если еще полторы недели назад за килограмм свинины в киевском супермаркете «Фуршет» просили 70–75 грн (204–219 руб.), то сейчас — 89 (260 руб.).

Стеллажи с импортными продуктами стоят практически «нетронутыми», жалуется продавец киевского продовольственного супермаркета «Космос». Это и неудивительно. За полтора месяца испанские оливки подорожали с 12 до 18 грн за банку (с 35 до 53 руб.), а произведенный в Голландии сыр — с 100 до 160 грн за килограмм (с 292 до 467 руб.). «Новая партия товаров, как правило, приходит по более высоким ценам», — вздыхает сотрудник супермаркета.

Покупатели действительно переориентируются с более дорогих на более дешевые товары, признается совладелец сетей «Таврия-В» и «Космос» Борис Музалев. «Большинство сейчас смотрит на цену и отдает предпочтение социальным группам товаров», — говорит он.

К таковым, например, относятся молоко, мука, сахар, масло и пр. Наценки на эти группы товаров регулируются государством и не могут превышать 15%. Это делает их популярными в глазах потенциальных потребителей.

Рост цен отражается в официальной статистике. Только в ноябре, по данным Государственного комитета статистики, продукты питания подорожали на 1,9%.

А с начала года цены выросли на рекордную за последние три года отметку — на 21,2%.

Бытовая техника подорожала на 23,2%, рыба — на 30%, а фармацевтическая продукция — на 39,8%. В статистических данных учитывается средний показатель по цене украинских и иностранных товаров. Если зарубежная продукция дорожает активно, то местные производители стараются повышать цены не более чем на 10–15%. Они вынуждены это делать, чтобы окупить собственные потери, связанные, как правило, с ростом цен на топливо и иностранные ингредиенты.

Впрочем, цены растут медленнее, чем падает курс гривны. Даже импортеры не рискуют моментально реагировать на девальвацию национальной валюты, которая за год подешевела с 8 до 15,6 грн за доллар.

Директор дистрибьюторской компании «Витис Групп» (занимается импортом и продажей алкогольных напитков) Сергей Мазур говорит, что сейчас цены на напитки установлены исходя из курса 12–14 грн за доллар. Как результат, многие компании несут убытки. «Но резко повысить цены мы тоже не можем, поскольку продукцию попросту не будут покупать», — отмечает он. Поэтому импортеры стараются менять прайсы постепенно, надеясь, что потребители не откажутся от их товаров. Продавцы бытовой техники и электроники сейчас проводят массовые акции, сообщая потребителям, что зафиксировали цены на товар «по цене 14 грн за доллар».

«Новогодние распродажи у нас, судя по всему, прошли в октябре — ноябре. Тогда доллар резко подорожал с 13 до 16–17 грн, и многие покупатели решили купить нужное им оборудование, справедливо опасаясь, что оно вскоре подорожает», — сообщил представитель сети «Фокстрот. Техника для дома».

Цены на продукты питания будут расти в ближайшие три-шесть месяцев, до тех пор пока не выйдут на текущий уровень курса доллара, предупреждают импортеры. Но это при условии, что валюта больше не будет дорожать.

«Многие импортеры ожидают, что продажи в следующем году будут самыми низкими за последние пять лет», — добавляет директор дистрибьюторской компании, пожелавший остаться неназванным.

По его словам, поставщики вынуждены будут сократить ассортимент поставляемых товаров и сконцентрируются только на самых ходовых позициях. Подобная ситуация уже наблюдалась на Украине в кризисных 2008–2009 годах, и для стабилизации ситуации стране понадобилось около полутора лет.