Украина не разрешает посадку

Госавислужба Украины запретила россиянам летать в Харьков и Днепропетровск

Олег Сирых (Киев) 01.12.2014, 19:02
Максим Блинов/РИА «Новости»

С 1 декабря «Аэрофлот» так и не сможет возобновить полеты из Москвы в Харьков и Днепропетровск из-за запрета Государственной авиационной службы Украины. Местные власти объясняют его вопросами безопасности, однако эксперты считают, что те хотят добиться от российских коллег отмены запрета на транзит через территорию России.

Госавиаслужба Украины запретила российским авиакомпаниям выполнять рейсы из Москвы в Харьков и Днепропетровск, сообщил ее глава Денис Антонюк. Ограничения коснулись компаний «Аэрофлот», «Трансаэро», «ЮТэйр», «ЮТэйр-Украина» и «Днепроавиа» (связывают с губернатором Днепропетровской области Игорем Коломойским).

«Аэрофлот» остается единственной российской авиакомпанией, пожелавшей возобновить полеты в Восточную Украину. 27 ноября в официальном сообщении на сайте компания сообщила, что с 1 декабря снова будет летать в Харьков и Днепропетровск.

«Трансаэро», ранее выполнявший рейсы в Днепропетровск, пока возможность возобновления полетов не рассматривает, заявил «Газете.Ru» представитель авиаперевозчика. «Руководство авиакомпании летом приняло решение о закрытии данного маршрута для обеспечения безопасности пассажиров, — отметил представитель «Трансаэро». — В текущих условиях компания не планирует вновь открывать данное направление, пока не будет уверена в безопасности полетов».

Вопросы обеспечения безопасности являются официальной причиной введенных ограничений. Иными словами, украинская сторона хочет ограничить количество прибывающих россиян, чтобы избежать возможных провокаций в восточных регионах страны. Возможно, это распоряжение связано с желанием закрыть границы, чтобы избежать проникновения на Украину «нежелательных элементов», сказано в официальном сообщении «Днепроавиа».

«Но, при наличии 400 км неконтролируемых сухопутных границ, огромного количества автомобильных переходов и железнодорожных маршрутов, закрытие единственной полностью контролируемой воздушной границы в отдельно взятом городе явно не является решением проблемы», — считают в «Днепроавиа». Харьковская и Днепропетровская области граничат с территориями, на которых сейчас проводится антитеррористическая операция.

Отмена запрета транзита

Аналитики же считают, что реальная причина запрета иная.

Директор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий предполагает, что украинские власти хотят добиться от российских коллег отмены запрета на транзит через территорию России.

Эти ограничения были введены в начале августа и касались рейсов в Азербайджан, Грузию, Армению и Турцию. Больше всего от этих новаций пострадал крупнейших украинский перевозчик – авиакомпания «Международные авиалинии Украины» (МАУ). В своем письме к правительству перевозчик оценил убытки от этих ограничений практически в $8 млн – авиакомпания не может в таких условиях конкурировать с россиянами и турками на маршрутах с запада на восток.

В ответ Госавислужба с середины августа потребовала от российских авиакомпаний «Трансаэро» и «Аэрофлот» получать специальное разрешение на выполнение каждого транзитного рейса через воздушное пространство Украины в Болгарию, Израиль, Турцию, Египет и Грецию. Такое решение правомерно, считает старший юрист юридической фирмы Marchenko Danevych Андрей Гук. Но ограничения оказались не совсем действенными: после крушения борта Malaysia Airlines многие российские авиакомпании облетают территорию Украины.

Кроме того, украинские власти хотят добиться от россиян отмены или сокращения полетов в Крым, полагает Александр Ланецкий. По информации Госавислужбы, за нарушения правил пользования воздушным пространством Украины на российских перевозчиков наложено 261,5 млн грн (792,4 млн руб.) штрафов. Руководитель юридического отдела Госавиаслужбы Екатерина Капляр добавляет, что россияне оспаривают эти санкции. Например, «Аэрофлот» подал около 700 исков к Госавислужбе.

Выиграет МАУ

Полеты в аэропорты Харькова и Днепропетровска выгодны российским перевозчикам. По словам Антонюка, после закрытия Донецкого аэропорта Днепропетровский хаб стал основным на востоке страны.

По данным Госавислужбы, за десять месяцев этого года пассажиропоток в Днепропетровск по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 3,3%, до 391,9 тыс. человек.

Во всей Украине наблюдается прямо противоположная ситуация: в январе — октябре хабы обслужили 9,3 млн человек, что на 21,2% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

От введенного запрета на полеты для российских перевозчиков выиграют их конкуренты: авиакомпания МАУ, Turkish Airlines и KLM Royal. Но, по данным систем бронирования авиабилетов, у МАУ тарифы вдвое ниже, чем у конкурентов. Поэтому можно предположить, что именно этот перевозчик заберет пассажиров у российских авиакомпаний.