Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

«Черная пятница» пришла, но не прошла

«Черная пятница», или Black Friday, вдвое успешнее предыдущей

Ольга Адамчук, Владимир Тодоров 30.11.2014, 12:32
Антон Буценко / ТАСС

«Черная пятница», или Black Friday, завершится лишь в воскресенье вечером, однако российские ритейлеры уже готовы поделиться первыми результатами. Похоже, что этот уикенд окажется для них в два раза успешнее предыдущей акции.

Пятница после Дня благодарения традиционно считалась в США днем массовых распродаж. Жители Филадельфии в 1960-х годах из-за больших праздничных пробок метко окрестили этот день «черной пятницей», и постепенно это название прочно укрепилось в США и во всем мире. Именно в этот день стартует сезон праздничных распродаж, который длится вплоть до Рождества.

Особая популярность пришла к «черной пятнице» в конце 1990-х годов, а в 2005 году Black Friday стала наиболее загруженным шопинг-днем в Америке. Крупные американские ритейлеры, такие как Target, Kohl's, Macy's, Best Buy, Bealls и Wallmart, в этот день традиционно снижают цены вплоть до 90% и за сутки обеспечивают себе до 5–6% от общего объема выручки в предрождественский сезон скидок. В 2013 году участие в «черной пятнице» приняло более 141 млн американцев, которые потратили более $61 млрд, при этом $2,1 млрд пришлось на интернет-магазины. Средний американец в 2013 году потратил на распродаже $407.

По предварительным данным, в США интернет-продажи в «черную пятницу» 2014 года увеличились на 22% по сравнению с предыдущим годом, сообщает Bloomberg.

Благодаря падению цен на топливо американцы прилично сэкономили и смогли выделить солидные суммы на рождественские распродажи — всего экономия составила порядка $70 млрд (оценка Barclays).

По данным агентства ChannelAdvisor Corp., продажи на eBay выросли на 27% по сравнению с прошлым годом, на Amazon.com рост составил 24%.

В распродаже участвует даже оружие — по случаю «черной пятницы» число заявок на приобретение оружия выросло до 155 тыс. (данные ФБР). После подведения официальных итогов может быть установлен новый рекорд — в прошлом году было подано 144 тыс. обращений. Идет в ход оружие и в другом смысле — в универмаге Nordstorm в Чикаго во время «черной пятницы» произошла стрельба в отделе косметики.

Другие страны

За пределами Штатов «черная пятница» также постепенно набирает популярность в ряде стран Европы и Азии, а также в Австралии. Скидочные акции ежегодно активно рекламируются ведущими онлайн-ритейлерами Amazon, eBay и Cotswold Outdoor.

В офлайн-магазинах покупатели дерутся за товары. В Великобритании магазины Tesco охватили беспорядки, сообщает Financial Times. Как минимум четверо жителей города были задержаны за организацию беспорядков — один из них «несколько раз попытался ударить в лицо сотрудника магазина». Одна женщина была доставлена в больницу с травмами из-за того, что на нее упал телевизор. В Британию «черная пятница» пришла четыре года назад из США, однако сезон распродаж с каждым годом становится все более опасным.

В Белоруссии «черная пятница», как сообщает портал Oborot.ru, ознаменовалась распродажей военной техники — купить со скидкой 30% можно целый военный транспортер или тепловоз.

В России

В России «черная пятница» впервые состоялась в прошлом году. Несмотря на участие ряда крупных ритейлеров, в массовой распродаже зарегистрировалось 5 млн россиян. Они совершили лишь около 100 тысяч покупок со средним чеком в районе 3 тысячи рублей.

В этом году «черная пятница» в России стартовала в четверг, 27 ноября, в семь часов вечера. В распродаже на сайте BlackFridaySale.ru свои предложения выставили 200 магазинов.

Как заявили уже многие крупные ритейлеры, ожидается как минимум удвоение прошлогодних результатов.

Запустив Black Friday в 19.00, всего через несколько часов некоторые акции на сайте были распроданы практически в ноль, рассказывает представитель компании KupiVip.ru, которая принимает участие второй год подряд. Активность пользователей (оцененная в виде трафика — количества переходов на сайт) по сравнению с прошлым годом выросла на 60%. «Если сравнивать выручку от Black Friday в 2014 и 2013 годах, мы можем уже на текущий момент сказать, что она увеличилась на 75%, к окончанию распродажи мы ждем рост в 2 раза по сравнению с прошлым годом», — заявили в компании. Особым спросом пользовались обувь, одежда , текстиль. К примеру, на резиновые сапоги была сделана скидка в 40%, на итальянские шубы и угги — 70%.

Представитель еще одного участника распродажи — магазина «220 Вольт» — сообщил «Газете.Ru» о том, что в четверг количество заказов в магазине увеличилось на 56%, в пятницу — на 89% по сравнению со средним количеством заказов в день в ноябре.

Бестселлерами стали мультиварка (на нее была сделана скидка 2450 руб.) и конвектор (скидка 1400 руб). «Вообще мы специализируемся на электроинструментах и оборудовании, однако самые лучшие результаты мы получили по более новым, не совсем традиционным для нас категориям», — сообщил представитель интернет-магазина.

Об аналогичном приросте заказов в четверг сообщил и представитель интернет-магазина «Озон». «Мы пока не можем рассказать о более поздних результатах, однако в четверг количество заказов увеличилось на 50%, а вместо обычного среднего для нас количества — 700 тысяч уникальных посетителей в сутки — количество посетителей увеличилось до 1 миллиона 100 тысяч посетителей», — сообщили в пресс-службе. Скидки на тысячу товаров находились в диапазоне от 20 до 90%. Традиционно основной спрос в магазине приходится на электронику, книги, косметику, товары для дома, спорта и детей.

Наибольшие скидки, по данным организаторов, делают производители одежды, однако самый большой спрос — на товары из категории бытовой техники и электроники. Средний чек покупки пока по-прежнему остается на уровне 3 тысячи рублей.

Совокупный трафик общего сайта распродаж за первые 12 часов старта составил 2 500 000 человек. Каждый час на площадке совершают покупки более 3 тысяч человек.

Впрочем, ни одна крупная распродажа не обходится без недовольных. В соцсетях россияне то и дело жалуются на то, что размер скидок в магазинах не пропорционален ажиотажу («в обычные дни товары стоят примерно столько же»), инстаграмы пользователей пестрят фотографиями давки в супермаркетах,

Скидки не закончатся с наступлением понедельника. На смену «черной пятнице» 1 декабря придет «киберпонедельник».

Первый понедельник, следующий за Днем благодарения, в Штатах уже давно выделяют отдельным днем для распродаж в сети. Первоначально на «черную пятницу» приходились скидки в офлайн-магазинах, а интернет-распродажи были символом «киберпонедельника». Но в России «черная пятница» сразу оказалась и в интернете, и в офлайне, а «киберпонедельник» стал распродажей электроники.