Пенсионный советник

«Черная пятница» пришла, но не прошла

«Черная пятница», или Black Friday, вдвое успешнее предыдущей

Ольга Адамчук, Владимир Тодоров 30.11.2014, 12:32
Антон Буценко / ТАСС

«Черная пятница», или Black Friday, завершится лишь в воскресенье вечером, однако российские ритейлеры уже готовы поделиться первыми результатами. Похоже, что этот уикенд окажется для них в два раза успешнее предыдущей акции.

Пятница после Дня благодарения традиционно считалась в США днем массовых распродаж. Жители Филадельфии в 1960-х годах из-за больших праздничных пробок метко окрестили этот день «черной пятницей», и постепенно это название прочно укрепилось в США и во всем мире. Именно в этот день стартует сезон праздничных распродаж, который длится вплоть до Рождества.

Особая популярность пришла к «черной пятнице» в конце 1990-х годов, а в 2005 году Black Friday стала наиболее загруженным шопинг-днем в Америке. Крупные американские ритейлеры, такие как Target, Kohl's, Macy's, Best Buy, Bealls и Wallmart, в этот день традиционно снижают цены вплоть до 90% и за сутки обеспечивают себе до 5–6% от общего объема выручки в предрождественский сезон скидок. В 2013 году участие в «черной пятнице» приняло более 141 млн американцев, которые потратили более $61 млрд, при этом $2,1 млрд пришлось на интернет-магазины. Средний американец в 2013 году потратил на распродаже $407.

По предварительным данным, в США интернет-продажи в «черную пятницу» 2014 года увеличились на 22% по сравнению с предыдущим годом, сообщает Bloomberg.

Благодаря падению цен на топливо американцы прилично сэкономили и смогли выделить солидные суммы на рождественские распродажи — всего экономия составила порядка $70 млрд (оценка Barclays).

По данным агентства ChannelAdvisor Corp., продажи на eBay выросли на 27% по сравнению с прошлым годом, на Amazon.com рост составил 24%.

В распродаже участвует даже оружие — по случаю «черной пятницы» число заявок на приобретение оружия выросло до 155 тыс. (данные ФБР). После подведения официальных итогов может быть установлен новый рекорд — в прошлом году было подано 144 тыс. обращений. Идет в ход оружие и в другом смысле — в универмаге Nordstorm в Чикаго во время «черной пятницы» произошла стрельба в отделе косметики.

Другие страны

За пределами Штатов «черная пятница» также постепенно набирает популярность в ряде стран Европы и Азии, а также в Австралии. Скидочные акции ежегодно активно рекламируются ведущими онлайн-ритейлерами Amazon, eBay и Cotswold Outdoor.

В офлайн-магазинах покупатели дерутся за товары. В Великобритании магазины Tesco охватили беспорядки, сообщает Financial Times. Как минимум четверо жителей города были задержаны за организацию беспорядков — один из них «несколько раз попытался ударить в лицо сотрудника магазина». Одна женщина была доставлена в больницу с травмами из-за того, что на нее упал телевизор. В Британию «черная пятница» пришла четыре года назад из США, однако сезон распродаж с каждым годом становится все более опасным.

В Белоруссии «черная пятница», как сообщает портал Oborot.ru, ознаменовалась распродажей военной техники — купить со скидкой 30% можно целый военный транспортер или тепловоз.

В России

В России «черная пятница» впервые состоялась в прошлом году. Несмотря на участие ряда крупных ритейлеров, в массовой распродаже зарегистрировалось 5 млн россиян. Они совершили лишь около 100 тысяч покупок со средним чеком в районе 3 тысячи рублей.

В этом году «черная пятница» в России стартовала в четверг, 27 ноября, в семь часов вечера. В распродаже на сайте BlackFridaySale.ru свои предложения выставили 200 магазинов.

Как заявили уже многие крупные ритейлеры, ожидается как минимум удвоение прошлогодних результатов.

Запустив Black Friday в 19.00, всего через несколько часов некоторые акции на сайте были распроданы практически в ноль, рассказывает представитель компании KupiVip.ru, которая принимает участие второй год подряд. Активность пользователей (оцененная в виде трафика — количества переходов на сайт) по сравнению с прошлым годом выросла на 60%. «Если сравнивать выручку от Black Friday в 2014 и 2013 годах, мы можем уже на текущий момент сказать, что она увеличилась на 75%, к окончанию распродажи мы ждем рост в 2 раза по сравнению с прошлым годом», — заявили в компании. Особым спросом пользовались обувь, одежда , текстиль. К примеру, на резиновые сапоги была сделана скидка в 40%, на итальянские шубы и угги — 70%.

Представитель еще одного участника распродажи — магазина «220 Вольт» — сообщил «Газете.Ru» о том, что в четверг количество заказов в магазине увеличилось на 56%, в пятницу — на 89% по сравнению со средним количеством заказов в день в ноябре.

Бестселлерами стали мультиварка (на нее была сделана скидка 2450 руб.) и конвектор (скидка 1400 руб). «Вообще мы специализируемся на электроинструментах и оборудовании, однако самые лучшие результаты мы получили по более новым, не совсем традиционным для нас категориям», — сообщил представитель интернет-магазина.

Об аналогичном приросте заказов в четверг сообщил и представитель интернет-магазина «Озон». «Мы пока не можем рассказать о более поздних результатах, однако в четверг количество заказов увеличилось на 50%, а вместо обычного среднего для нас количества — 700 тысяч уникальных посетителей в сутки — количество посетителей увеличилось до 1 миллиона 100 тысяч посетителей», — сообщили в пресс-службе. Скидки на тысячу товаров находились в диапазоне от 20 до 90%. Традиционно основной спрос в магазине приходится на электронику, книги, косметику, товары для дома, спорта и детей.

Наибольшие скидки, по данным организаторов, делают производители одежды, однако самый большой спрос — на товары из категории бытовой техники и электроники. Средний чек покупки пока по-прежнему остается на уровне 3 тысячи рублей.

Совокупный трафик общего сайта распродаж за первые 12 часов старта составил 2 500 000 человек. Каждый час на площадке совершают покупки более 3 тысяч человек.

Впрочем, ни одна крупная распродажа не обходится без недовольных. В соцсетях россияне то и дело жалуются на то, что размер скидок в магазинах не пропорционален ажиотажу («в обычные дни товары стоят примерно столько же»), инстаграмы пользователей пестрят фотографиями давки в супермаркетах,

Скидки не закончатся с наступлением понедельника. На смену «черной пятнице» 1 декабря придет «киберпонедельник».

Первый понедельник, следующий за Днем благодарения, в Штатах уже давно выделяют отдельным днем для распродаж в сети. Первоначально на «черную пятницу» приходились скидки в офлайн-магазинах, а интернет-распродажи были символом «киберпонедельника». Но в России «черная пятница» сразу оказалась и в интернете, и в офлайне, а «киберпонедельник» стал распродажей электроники.