Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

«Черная пятница» начинается в четверг

27 ноября в России стартует «черная пятница»

Екатерина Мереминская 27.11.2014, 15:30
В 7 часов вечера 27 ноября в России стартует мегараспродажа Павел Смертин/ТАСС
В 7 часов вечера 27 ноября в России стартует мегараспродажа

В четверг, 27 ноября, в 19 часов по Москве в России начнется «черная пятница» — большие распродажи, традиция которых пришла из США, где они приурочены ко Дню благодарения. Это вторая единая «черная пятница» в России, и первый блин вышел комом: ассортимент был небольшой, да и скидки не радовали. На этот раз купить товар на распродаже через интернет потенциально собираются более миллиона россиян.

Через несколько часов стартует так называемая «черная пятница» или Black Friday, коль скоро традиция больших распродаж пришла к нам из США. Там купить товары подешевле предлагается в честь Дня благодарения. Исторически «черная пятница» — уикенд распродаж в офлайн-магазинах; а следующий за ней «киберпонедельник» был придуман для онлайн-шопоголиков. Однако, поскольку традиция в Россию пришла недавно, интернет сразу стал ведущим направлением и для пятничных распродаж.

Это уже вторая «черная пятница» в России.

Предыдущая оставила у участников не самые хорошие воспоминания. Скорее все выглядело как пародия на американский праздник шопинга – небольшие скидки, неходовые товары, «падающий» сайт. Потенциальных участников было достаточно много, однако реальных покупателей — значительно меньше.

Тогда она проводилась с утра 6 декабря по ночь с 7 на 8 декабря и, как пишет специализированный портал Oborot.ru, площадку blackfriday2013.ru за все это время посетили более 5 млн человек. 2 млн уникальных посетителей составил прямой трафик покупателей на сайты интернет-магазинов. Через сайт распродажи было совершено около 100 тыс. покупок со средним чеком около 3 тыс. руб. и средней скидкой, по данным организаторов, в 45%.

В 2014 году организаторы надеются на рост количества посетителей.

Более того, российские организаторы распродажи в интернете – сайт BlackFridaySale.ru – фактически превратили ее в «черный четверг».

«28 ноября – это, конечно, традиция, но не жесткое правило, поэтому мы вольны начинать нашу распродажу тогда, когда это будет удобно нашим покупателям, — рассказал «Газете.Ru» сооснователь и генеральный директор BlackFridaySale.ru Владимир Ким. — В частности, мы ориентировались на то, чтобы для большинства наших покупателей (а львиная их доля – жители Центральной России) время старта было максимально удобным. 19 часов — вполне отвечает этим требованиям. Кроме того, по статистике, вторая половина дня и вечер четверга – это активное время, когда совершается много интернет-покупок, поэтому мы решили начать раньше именно в четверг, а не утром в пятницу».

Продлятся распродажи до 30 ноября и, как и положено, плавно перетекут в «киберпонедельник».

«На момент старта будет порядка 1 млн 300 тыс. регистраций клиентов на сайте — они сейчас активно идут», — говорит Ким.

По его словам, трафик в первые сутки ожидается до 2 млн человек, совокупный трафик за три дня распродажи — до 6 млн. Со стороны продавцов, по словам организаторов, заявки подали 200 магазинов.

В США, конечно, совсем другие масштабы распродаж. По данным Национальной федерации розничной торговли США (National retail Federation, NRF), принять участие в интернет-распродажах («черная пятница» и «киберпонедельник») в 2013 году собирались 130 млн человек. Из них 25 млн собирались использовать для этого мобильные устройства.

Население США, для сравнения, 319 млн человек, население РФ с Крымом – 146,1 млн. В 2014 году 29,5% опрошенных респондентов NRF уверены, что совершат покупки, 31,6% говорят, что сначала ознакомятся с предложениями и приценятся. «Сегодня потребитель хочет не просто скидок, которыми его заваливают с тех пор, как началась рецессия; он хочет уникальных предложений и очень серьезного повода, чтобы потратить свободные деньги», — говорит президент NRF Мэттью Шай.

Компании США начинают готовиться к распродажам задолго до их начала. Компания UPS сообщала, что потратит $500 млн на модернизацию различных логистических систем и наймет до 95 тыс. дополнительного персонала на праздники. FedEx направит более 90% из $1,2 млрд капитальных расходов на расширение возможностей поставок и наймет около 50 тыс. сезонных рабочих. Сами ритейлеры тоже увеличивают штат на праздники. Так, Wal-Mart пригласит на работу дополнительно 5 тыс. человек, Kohl's – 24 тыс.

По прогнозу Deloitte, электронные праздничные продажи вырастут на 14% по сравнению с 2013 годом.

Россияне, вероятно, примут участие как в отечественной, так и в зарубежной «черной пятнице».

Ведь доля покупок, совершаемых россиянами на иностранных интернет-сайтах, увеличивается. В 2013 году она составила 20%, или 100–120 млрд руб., по данным Enter Vision и Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). В 2014 году АКИТ и Enter Vision прогнозируют более чем двукратный рост в деньгах – до 240 млрд руб., а доли – до 25–30%. Благо, что ограничение беспошлинных посылок в 150 евро пока не ввели (налогом облагаются посылки дороже 1000 евро на одного человека).

Перспективы распродаж в этом году неоднозначны.

Ухудшающаяся экономическая ситуация в России и падение курса рубля могут оказаться на руку продавцам.

«Ожидания дальнейшего падения курса рубля создают у людей ощущение, что некоторые покупки, например бытовой техники, лучше не откладывать, так как после Нового года они могут стать значительно дороже. Пример – подорожание техники Apple», — отмечает директор департамента маркетинга Локо-Банка Денис Зверик. «Распродажи на фоне ухудшения экономической обстановки в стране, могут оказаться куда результативнее, чем в обычных условиях, как бы странно это ни звучало», — считает руководитель аналитического департамента ФК AForex Артем Деев.

Представитель интернет-торговли, гендиректор интернет-магазина kalibrmagnum.ru Мария Деревянко настроена более скептично.

«В условиях нестабильной экономической ситуации в нашей стране и мире считаю, что на данном этапе такой вариант маловероятен», — говорит она. По ее прогнозам, распродажа в интернете ограничится несколькими сотнями тысяч потенциальных покупателей.

«Как показывает опыт проведения «черной пятницы» прошлых лет, ожидания и реальность — абсолютно разные вещи. Будем надеяться, что организаторы все-таки учатся на своих ошибках и учтут опыт прошлого года», — резюмирует Деревянко.