Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Девальвация России не поможет

60% российских предпринимателей собираются поднять цены до конца года

Екатерина Мереминская 19.11.2014, 13:12
ТАСС/ Сергей Фадеичев

Девальвация и эмбарго на продукты питания пока не сделали российского производителя более конкурентоспособным. Импортная составляющая произведенных в России товаров высока. Падение доходов населения велико. В результате 60% российских предпринимателей собираются поднять цены до конца года. В более выигрышной позиции вновь зарубежные компании.

Импортозамещение станет одной из ключевых тем на форуме Объединенного народного фронта (ОНФ) во вторник. Президент Владимир Путин примет участие в пленарном заседании.

Власти рассчитывали, что контрсанкции и девальвация рубля помогут отечественному производителю потеснить импортную продукцию. В первую очередь в пищевой промышленности. «Безусловно, само по себе это создает более конкурентоспособные условия для наших, отечественных товаропроизводителей», — комментировал Путин введение запрета на ввоз в РФ фруктов, мясной и молочной продукции из США, ЕС, Канады, Норвегии и Австралии 7 августа 2014 года.

Теоретически это вполне обосновано – снижение курса национальной валюты, при прочих равных условиях, должно повышать стоимость импортных товаров и увеличивать на этом фоне привлекательность местной продукции. Запрет на ввоз должен высвобождать ниши для отечественных продуктов. Однако такого положительного эффекта пока не наблюдается.

Одна из причин в том, что существенная часть сырья для российских товаропроизводителей импортируется, равно как технологии и оборудование.

Производитель кондитерских изделий в России концерн «Бабаевский», например, может прекратить выпуск некоторых продуктов, пока ищет альтернативных поставщиков импортного сырья. У концерна это орехи, которые запретили привозить из США и ЕС. Кроме того, контрсанкции привели к резкому росту цен на орехи, как говорится в квартальном отчете компании: например, фундук подорожал на 28%. То, что не попало под российское эмбарго, дорожает из-за падения рубля. Так, какао-бобы стали дороже на 18,6%, сахарный песок на 17%, шоколадная масса на 36,8%.

«Мясопроизводители используют такие импортные продукты как соевые жиры, аминокислоты, концентрированные корма, а также генетические материалы. Естественно, рост цен на эти продукты ведет к росту цен себестоимости», — говорит президент Мясного совета Единого экономического пространства Мушег Мамиконян. Мясоперерабатывающая отрасль, как подсчитало Минэкономразвития ,сильнее всего пострадала от прекращения импорта сырья из ЕС и Канады.

От импорта зависит не только производство продуктов питания, но и легкая промышленность. «Основной объем импорта в отрасли приходится на сырье: натуральные (хлопковые) и синтетические волокна, пряжу, ткани, причем как натуральные, так и синтетические. Повышение их стоимости, само собой, повлечет повышение стоимости конечной продукции», - пояснил президент Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности («Союзлегпром»), член Общественной палаты РФ Андрей Разбродин.

Еще одна причина - ожидающееся падение потребительского спроса из-за снижения покупательной способности населения.

Из-за инфляции реальная зарплата не растет. «В августе-сентябре произошло знаковое для нашей экономики событие – реальная зарплата стала снижаться не только в текущем, но и в годовом выражении, - отмечает ведущий эксперт «Центра развития» НИУ ВШЭ Николай Кондрашов в «Комментарии о государстве и бизнесе». – За последние 14 лет такое наблюдалось лишь во время острой фазы кризиса 2008-2009 годов». В августе и сентябре годовые темпы роста реальной зарплаты опустились до -1,2% и -1%, соответственно.

Пока это на потреблении не сказалось. «Потребление населения в августе-сентябре, напротив, демонстрировало повышение годовых темпов роста (которые, впрочем, продолжали оставаться низкими): 1,2%, 1,4% и 1,7% в июле-сентябре по розничному товарообороту; 0,8%, 1,0% и 1,9% в платных услугах населению, - пишет Кондрашов.

– За таким видимым позитивом несложно разглядеть ажиотажный характер потребления на фоне очередного витка девальвации».

Однако Минэкономразвития прогнозирует, что потребление молочной продукции снизится уже по итогам 2014 года - до 243 кг на человека против 248,8 кг в 2013 году. «Снижение спроса возможно в рамках общего снижения потребительского спроса и снижения уровня доходов», - признает пресс-секретарь «Молочного союза» Мария Жебит. «Во время кризиса традиционно снижается потребление мяса на несколько процентных пунктов, показали кризисы 1998 года и 2008 года», - говорит Мамиконян. Он прогнозирует снижение потребления мяса на 5%. , «Первоочередной выбор покупателей будет сделан в пользу предметов первой необходимости. Для сравнения в структуре расходов населения одежда и белье составляет 5,55%, обуви – 2,3%, трикотажных изделий – 1,33%», - делится проблемами своей отрасли Разбродин.

Санкции Запада, запретившие выдавать долгосрочные кредиты ряду российских заемщиков, создали дополнительные сложности, сузив доступ к кредитованию за рубежом. ЦБ, борясь с инфляцией и падением курса рубля, дополнительно осложняет жизнь производителям.

«Молочная отрасль находится в кризисном состоянии, и новых инвестпроектов на рынке появляется не много, а рост курса доллара и евро, конечно, не будет способствовать росту инвестпривлекательности отрасли», - говорит Жебит.

Начиная со второго полугодия 2014 года, рост легкой промышленности начал серьезно замедляться. В Союзлегпроме это объясняют ухудшением условий кредитования. «Стали почти недоступны не только длинные деньги (инвестиционные), но и короткие кредиты на пополнение оборотных средств. Многие предприятия отрасли, активно работающие с сетевым ритейлом, поставлены на грань выживания», - рассказал Разбродин. В сентябре ситуация, по его словам, особенно резко ухудшилась. И вряд ли стоит ждать улучшения – 31 октября ЦБ поднял ключевую ставку еще на полтора процентных пункта с 8 до 9,5%.

В таких условиях многие производители вынуждены поднимать цены.

«В планах 60% предпринимателей в конце года повысить отпускные цены», – сообщил Центр конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ в обзоре «Деловой климат в оптовой торговле в III квартале 2014 года и ожидания на IV квартал».
При этом 65% предпринимателей уже подняли цены реализации. Другой опрос - представителей промпроизводства – показал, что только в октябре 12% предприятий уже подняли цены на отгруженную продукцию и 28% ощутили рост цен на сырье и материалы.

В «Молочном союзе» «Газете.Ru» рассказали, что потребительские цены на цельное пастеризованное молоко с начала года уже выросли на 10,2%, на сливочное масло – на 11,2%, на сыры – 9,5%.

«Производители, даже если захотят, не всегда могут компенсировать повышение себестоимости повышение цен. Поскольку конкуренция в отрасли очень высокая. Самый крупный производитель мясопродукции имеет долю на рынке не выше 3-5%, а на рынке птицы – не более 10-12%», - комментирует Мамиконян. Импоротзамещение, по его словам, будет постепенно расти в ближайшие 2 года. «На 50% это заслуга отечественных производителей (в первую очередь курицы и свинины), которые будут наращивать производство. Но на 50% виной будет снижение потребления мяса в России», - пояснил Мамиконян, добавив, что не повышать конечные цены при росте себестоимости могут только сильные и крупные компании.

Сложившаяся ситуация в конечном счете выгодна скорее крупным западным компаниям – пережить этот кризис в России им будет проще.

«Они уже не раз все это проходили и знают, как работать в тяжелых экономических условиях и высокой конкуренции. И в этом смысла ничего хорошего не ждет наших производителей», - считает декан Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ, профессор Татьяна Комиссарова. Тем более, что поведение потребителя становится ближе к европейскому. По словам Комиссаровой, потребитель стал более рационалистичен. Оказавшись стесненным в средствах, он рационализирует свой бюджет, больше, чем раньше; он учитывает соотношение цены, качества, скидки. «Потребитель уже изменился и с таким потребителем придется жить как минимум ближайшие три года», - комментирует профессор.