Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Украинское будущее для России

Как девальвация убивает потребительский рынок

Олег Сирых (Киев) 15.11.2014, 12:16
Reuters

Отказ Нацбанка Украины от поддержки курса гривны привел к ее резкой девальвации: с начала года украинская валюта подешевела вдвое. Импортеры уже заявляют о намерении повысить цены в среднем на 30%. Наблюдение за ситуацией на Украине позволяет представить недалекое будущее России, где рубль также отправили в свободное плавание.

С начала ноября валютный рынок Украины лихорадит. За полторы недели национальная валюта рухнула с 13 до фактически 17 гривен за доллар. Но купить американские деньги в обменниках даже по такому курсу практически невозможно.

«Мне нужны доллары, но в обменниках их нет, а на черном рынке за них просили по 18 гривен», — рассказал «Газете.Ru» вице-президент Ассоциации профессиональных управляющих недвижимостью Анатолий Топал.

Резкий обвал произошел после того, как Национальный банк отказался от фиксированного курса. Тенденция отчасти стала меняться только с конца этой недели. Если в среду в финальной части торгов на межбанковском рынке котировки составляли 16,1–16,7 гривны, то в пятницу — 15,6 гривны за доллар. Но даже с учетом этих положительных новостей с начала года украинская валюта подешевела уже вдвое, что стало своеобразным антирекордом среди стран СНГ.

Так, российский рубль, за колебанием курса которого украинцы внимательно следят, подешевел «всего» на 37%.

Резкий обвал гривны шокировал импортеров. Около 20% продуктов питания, которые продаются в украинских супермаркетах, иностранного производства, рассказывает генеральный директор Украинской торговой ассоциации Игорь Кишко. В сегменте непродовольственной розницы ситуация значительно хуже: свыше 90% бытовой техники и электроники, одежды, мебели, товаров для дома завозится из-за границы.

Большинство импортеров закладывали в стоимость своей продукции курс 11–12,5 гривны за доллар, говорит директор дистрибьюторской компании «Витис Групп» (занимается импортом алкоголя) Сергей Мазур. «Новый обвал гривны неминуемо приведет к новому росту цен», — констатирует он.

Например, бытовая техника до конца этого года подорожает еще на 20–30%, алкогольные напитки — на 10–15%, продукты питания — на 20%. Новые коллекции одежды и обуви тоже будут предлагаться по ценам, которые на 30% выше текущих.

«Ежедневно мы получаем до сотни писем от наших поставщиков с предупреждением о повышении отпускных цен. На полках магазинов продукция подорожает через две недели, поскольку такой период по контракту отведен нам для раздумий», — добавляет директор крупной продовольственный сети, который попросил не называть его имени.

Неуклонное повышение цен привело к падению продаж во всех сегментах ритейла, за исключением продовольственной розницы. Например, по словам совладельца сетей «Таврия-в» и «Космос» Бориса Музалева, за десять месяцев этого года обороты ритейлеров выросли на 5–7%. «Но прибыль супермаркетов снижается», — жалуется он.

С января по ноябрь продажи бытовой техники и электроники упали на 50%, добавляет совладелец сети «Фокстрот. Техника для дома» Валерий Маковецкий. На 60% снизилась реализация ювелирных украшений, на 30–50% — одежды и обуви.

«Ситуация на рынке ритейла сейчас очень сложная», — констатирует управляющий партнер консалтинговой компании UTG Виталий Бойко. Ритейлеры опасаются, что дальнейший рост цен лишь усугубит положение. «Сейчас никто не берется прогнозировать новогодние продажи», — признает руководитель группы управления ассортиментом сети «Эльдорадо» Вячеслав Склонный.

Именно поэтому ритейлеры готовятся к худшему сценарию: большинство компаний сокращают ассортимент своей продукции на 15–20%, а также отказываются от товаров средней и высокой ценовой категории. «Доля недорогих товаров выросла в среднем на 5%», — добавляет Маковецкий.

Помимо этого сети массово избавляются от неприбыльных и имиджевых торговых точек, большая часть которых располагалась на центральных улицах Киева. В результате, по данным исследовательской компании Colliers International (Украина), в третьем квартале вакантность помещений на Крещатике составила около 20%. Еще в прошлом году найти свободный объект в центральной части города было практически невозможно.