Пенсионный советник

Пилоты рвутся на пенсию

Пилоты Lufthansa бастуют из-за пенсионного возраста

Иделия Айзятулова, Александр Орлов 30.09.2014, 20:46
Самолеты Lufthansa на стоянке REUTERS/Ralph Orlowski
Самолеты Lufthansa на стоянке

Пилоты Lufthansa продолжают борьбу за возможность раннего выхода на пенсию. Во вторник они устроили уже пятую за последнее время забастовку, оставив на земле более 50 рейсов. Пилотов не поддержали даже их коллеги из других подразделений авиакомпании: пенсионная система Германии крайне обременительна для экономики страны. В России такие забастовки невозможны, убеждены эксперты.

30 сентября пилоты германской авиакомпании Lufthansa устроили забастовку в аэропорту Франкфурта-на-Майне — крупнейшем по пассажиропотоку в Германии и третьем в Европе. Это уже пятая волна забастовки, при первых четырех отменили уже более 4300 рейсов. Причем бастует не только головная компания, но и грузовой перевозчик и лоукостер. Все это приносит компании огромные убытки, поскольку затронуты наиболее прибыльные направления, сообщает Spiegel.

Причина стачки — конфликт летчиков с менеджментом компании.

В Lufthansa действовало правило раннего выхода на пенсию для пилотов, сейчас пенсионный возраст хотят увеличить с 59 лет до 61 года. Это затронет около 5400 пилотов, в нынешней забастовке участвуют примерно 5000.

Сотрудники центрального аппарата концерна, дистанцировавшиеся от требований пилотов, написали открытое письмо с обращением к летчикам. «Ни один сотрудник во всей Lufthansa-Group не имеет сравнимых с пилотами условий раннего выхода на пенсию», — говорится в этом письме. Там также указывается, что предложенная директором по персоналу Беттиной Фолькенс реформа будет «честной и социально ответственной».

«Поскольку менеджмент Lufthansa продолжает выдвигать предложения, не свидетельствующие о компромиссе, мы видим, что вынуждены продолжать мероприятия», — прокомментировали заявление менеджеров активисты профсоюзного движения.

Предыдущий раз пилоты Lufthansa бастовали 10 сентября. Тогда авиакомпания была вынуждена отменить около 140 средне- и дальнемагистральных рейсов.

Стоит отметить, что в последнее время в Германии можно наблюдать две тенденции: снижение возможного возраста выхода на пенсию (с 65 до 63 лет) и увеличение числа работающих пенсионеров. В конце июня 2013 года в стране насчитывалось 829 173 мини-джобера (люди, работающие за минимальную плату) старше 65 лет, а почти 137 тыс. мини-джоберов были даже старше 74 лет.

Кроме того, не так давно в законе о выходе на пенсию с 63 лет была обнаружена лазейка, позволяющая прекращать полноценно работать уже в 61 год. Федеральное правительство в ответ на запрос фракции «зеленых» в бундестаге признало, что если пожилой человек зарегистрируется как безработный и поступит на низкооплачиваемую работу (тот самый мини-джоб) на несколько часов в неделю, стаж ему все равно зачтется. Закон предполагает выход на пенсию в 63 года при подтвержденном стаже уплаты страховых взносов в 45 лет, при этом допускается двухлетняя пауза на безработность или низкооплачиваемую работу.

Немаловажно, что с 1960 года период получения пенсии в Германии увеличился практически вдвое, и это при том, что возможности досрочного выхода на пенсию шаг за шагом ограничивались.

Так, умершие в 2013 году женщины получали пенсию в среднем в течение 21,5 года. В 1980 году этот показатель составлял 13,8 года, в 1960 году — 10,6 года. Для мужчин — 17, 11 и 9,6 года соответственно. По оценкам статистиков, продолжительность жизни будет увеличиваться и дальше: в 2060 году женщины переживут свой 65-й день рождения на 25,5 года, мужчины — на 22,3 года.

28 сентября о завершении двухнедельной забастовки объявили и пилоты Air France, несмотря на то что договоренности с руководством авиакомпании достигнуто не было. Акция, затронувшая более 60% рейсов Air France, была инициирована 15 сентября профсоюзом пилотов. Эта забастовка стала одной из самых разорительных для авиакомпании за всю ее историю: в общей сложности, по оценкам экспертов, холдинг Air France — KLM понес убыток, равный примерно 280 млн евро.

Пилоты выступали против возможного ухудшения условий оплаты труда, связанного с планами авиакомпании перевести часть летчиков в штат дочернего лоукостерного перевозчика Transavia. Согласно проекту, к уже существующим подразделениям лоукостера (французской Transavia France и нидерландской Transavia Airlines) должно было добавиться третье — Transavia Europe, которое к 2017 году должно было выйти на лидирующие позиции на континенте и составить конкуренцию EasyJet и Ryanair.

На российском рынке такие забастовки вряд ли возможны, так как на рынке труда наблюдается дефицит пилотов.

«Причина дефицита пилотов заключается в гигантском спаде количества студентов летных школ в 1990–2000-х годах, — рассказал «Газете.Ru» независимый авиационный эксперт Андрей Крамаренко. — Российские компании вынуждены брать на работу иностранцев, в первую очередь на должность КВС (командир воздушного судна), чтобы покрыть этот дефицит и одновременно увеличить уровень безопасности полетов».

По подсчетам экспертов, только потребности таких авиакомпаний, как «Аэрофлот», «Трансаэро», UTair, ежегодно для каждой составляют от 150 до 200 пилотов, включая командира воздушного судна (КВС). При этом до 2009 года ежегодный выпуск пилотов со всех учебных заведениях составлял около 120–160 человек, сейчас — чуть более 500 человек.