Французские электростанции продадут американцам

Правительство Франции одобрило сделку GE и Alstom

Иделия Айзятулова 23.06.2014, 14:28
Гендиректор General Electric Джеффри Иммельт Reuters
Гендиректор General Electric Джеффри Иммельт

Правительство Франции одобрило продажу энергетического бизнеса концерна Alstom американской General Electric. Сумма сделки составила $17 млрд. Она позволит GE получить контроль над электростанциями в странах Азии и Африки. В свою очередь французы получат возможность усилить свое присутствие на американском железнодорожном рынке.

Совет директоров французской энергетической компании Alstom официально подтвердил продажу своего энергетического подразделения американской корпорации General Electric, сообщает The Wall Street Journal. Правительство уже договорилось с Bouygues о покупке 20% акций Alstom. На выкуп опциона отведено около двух лет, однако право голоса в совете директоров государство получит немедленно после подписания соглашения. «Теперь у нас есть опцион на покупку, поэтому мы сможем выкупить свою долю, когда цена акций станет минимальной», — заявил министр экономики Франции Арно Монтебур. Ранее он же говорил, что участие французских властей в капитале компании является необходимым условием для заключения сделки между Alstom и GE. Вмешательство государства в частные сделки происходит в соответствии с принятой после Второй мировой войны политикой, особенно если эти соглашения могут повлечь за собой сокращение количества рабочих мест компаний во Франции и увольнение сотрудников.

Первоначально американская корпорация предлагала $13 млрд, но правительство Франции заблокировало сделку.

Сумма сделанного в пятницу предложения совету директоров Alstom составила $17 млрд, однако она включает в себя €2,5 млрд инвестиций французского концерна в совместные предприятия.

По условиям соглашения Alstom продаст GE свой газотурбинный бизнес, а в предприятиях по управлению энергетическими сетями и предприятии по ветровой и гидроэнергетике сохранит по 50% акций (другие 50% в них получит американская группа). При этом для сохранения контроля над безопасностью и интеллектуальной собственностью в области атомной энергетики правительство Франции получит привилегированные акции предприятия по производству газовых и паровых турбин для АЭС.

После закрытия сделки Alstom планирует приобрести подразделение GE по производству железнодорожной сигнализации и объединить его с собственным предприятием по выпуску французских скоростных поездов TGV.

По информации правления компании, в будущем она намерена сосредоточиться именно на железнодорожном бизнесе.

Почти два месяца с GE конкурировали Siemens и Mitsubishi. Первоначально они предлагали за энергетические активы Alstom сумму €13,35 млрд, а их последнее предложение составило €14,6 млрд ($19,9 млрд), но в итоге сделка с американской компанией оказалась более выгодной для акционеров Alstom и остальных заинтересованных сторон. По словам Монтебура, одним из главных препятствий для заключения соглашения с немецко-японским альянсом является антимонопольное законодательство.

Бизнес Alstom поможет GE расширить доступ к угольным электростанциям, особенно в тех регионах мира, где их по-прежнему строят, в частности в Китае и Африке.

По словам руководства GE, это дополнит существующий бизнес компании по производству турбин для газовых электростанций, где компания является признанным мировым лидером.

Alstom — мировой лидер в сфере транспортного машиностроения и производства генераторов и турбин для гидро-, атомных и тепловых электростанций. Компания работает более чем в 100 странах, во Франции работают около 18 тыс. из 93 тыс. сотрудников. Чистая прибыль компании в 2013/14 финансовом году снизилась на 28% и составила €556 млн. Кроме того, Alstom владеет 25% «Трансмашхолдинга», а также долей в совместном предприятии с принадлежащим «Росатому» «Атомэнергомашем».

В данный момент государственные ведомства США расследуют дело о коррупции в отношении одного из подразделений Alstom, сообщает Spiegel. По информации издания, компании грозит штраф в несколько сотен миллионов долларов за взятки на сумму около $118 млн за поставку компонентов для электростанции на индонезийском острове Суматра. По данным американских властей, между 2002 и 2009 годами в американский филиал Alstom направлялись средства для подкупа политиков, консультантов и высокопоставленных сотрудников клиентов компании. Расследование проводится также в отношении проектов французского конгломерата в Индии, Китае, Аргентине, Южной Корее и на Тайване, поскольку американцы утверждают, что нашли доказательства других сомнительных сделок. Руководство Alstom называет эти сообщения спекуляцией.