Пенсионный советник

Рынки обошли «Магнит»

«Магнит» отметил снижение потребительской активности в предновогодний период

Екатерина Брызгалова 10.01.2014, 18:16
Магнит отчитался за декабрьские продажи Виктор Клюшкин/ИТАР-ТАСС
Магнит отчитался за декабрьские продажи

Выручка ритейлера «Магнит» в 2013 году выросла на 29,22%, до 579,53 млрд рублей. В следующем году эксперты прогнозируют увеличение выручки на уровне 25%. «Магнит» отметил снижение потребительской активности в предновогодний период, посетовав на растущее число гипермаркетов и теплую погоду, которая спровоцировала рост популярности открытых рынков.

Предварительный объем консолидированной чистой неаудированной розничной выручки без учета НДС ритейлера «Магнит» в 2013 году вырос на 29,22% до 579,53 млрд с 448,49 млрд руб.

Наибольший прирост показали магазины формата «семейный» — 244,61%, до 10,68 млрд с 3,098 млрд руб. Также росла выручка гипермаркетов «Магнит» — на 40,78%, до 106,18 млрд с 75,4 млрд руб. Выручка магазинов формата «у дома» выросла на 23,77%, до 450,8 млрд с 364,24 млрд руб.

Общая численность покупателей всех магазинов «Магнит» увеличилась на 21,23%, до 2,47 млн с 2,033 млн человек. В 2013 году увеличилась и общая площадь торговых залов ритейлера — на 18,13%, до 3 тыс. с 2,55 тыс. кв. м. Количество магазинов «Магнит» увеличилось до 8,093 тыс. с 6,9 тыс.

Особое внимание в отчетности «Магнита» уделено показателям по продажам за декабрь 2013 года, самый важный для ритейлеров месяц. В компании отмечают снижение потребительской активности в период предновогодних покупок, что отразилось на замедлении темпов прироста среднего чека.

Также покупатели стали отдавать предпочтение продуктам в более низком ценовом сегменте, отмечают в «Магните». «Этот процесс характерен для всех товарных категорий и социальных групп потребителей, — говорится в отчетности ритейлера. — При этом необходимо отметить, что не происходит скачкообразного перехода из дорогого в дешевое, а изменения носят плавный характер — как правило, на одну ступеньку ниже в шкале ценовых категорий. Во-вторых, замедление темпов прироста продаж в магазинах малого формата».

Одним из существенных факторов, сказавшихся на снижении покупательской активности в магазинах, стала аномально теплая для декабря погода. В «Магните» отмечают, что это привело к росту числа и популярности открытых рынков и ярмарок, где потребители запасались продуктами к новогоднему столу.

В 2013 году потребители отдавали предпочтение магазинам формата гипермаркетов и торговых центров в период новогодних праздников. В России значительно растет численность магазинов крупного формата, отмечают в «Магните». «Данный тренд является традиционным для продовольственного ритейла во всем мире и стал явно ощутим в России именно в этом году», — говорится в отчетности.

В апреле 2013 года ритейлер «Магнит» впервые обошел сети магазинов X5 Retail Group по выручке по показателям первого квартала. «Боюсь показаться нескромным, но впервые за последние 15 лет после открытия первого магазина мы стали лидером в продуктовом ритейле по объему продаж», — радовался тогда гендиректор и совладелец «Магнита» Сергей Галицкий. Лидером по рентабельности «Магнит» стал еще по итогам публикации отчетности за 2012 год.

В 2014 году темпы роста выручки сети «Магнит» составят около 25%, причем позитивное влияние на показатели трафика и среднего чека окажет реализация масштабных маркетинговых мероприятий, прогнозирует генеральный директор «InfoLine-Аналитика» Михаил Бурмистров.

Быстрее других будет расти выручка ритейлера «Лента», а из-за роста конкуренции магазинам «Магнит» придется снижать стоимость продуктов, считает Бурмистров. «С точки зрения темпов роста выручки сопоставимые или более высокие показатели среди топ-8 крупнейших FMCG ритейлеров сможет продемонстрировать только «Лента». Учитывая стагнацию потребительского спроса в 2014 году и усиление конкуренции, «Магнит» вынужден будет инвестировать в снижение цен, что, несмотря на эффективную работу по оптимизации расходов на персонал и развитие прямого импорта, приведет к снижению рентабельности по EBITDA в 2014 году по сравнению с показателями 2013 года до уровня не выше 10%».

Снижение темпов роста выручки малых форматов в декабре не является критичным, а сокращение трафика обусловлено каннибализацией (перераспределение покупателей между действующими и открывающимися магазинами одной сети, которое обусловливает снижение трафика и продаж. – «Газета.Ru») и усилением конкуренции во всех основных регионах присутствия сети, отмечает Бурмистров.