Пенсионный советник

Губернаторам покажут «истории успеха»

АСИ презентует рейтинг инвестиционной привлекательности регионов

Аида Байдавлетова 13.11.2013, 18:54
Презентация проекта рейтинга инвестиционной привлекательности регионов президенту Владимиру Путину... Алексей Никольский/ИТАР-ТАСС
Презентация проекта рейтинга инвестиционной привлекательности регионов президенту Владимиру Путину пройдет 14 ноября

Агентство стратегических инициатив (АСИ) презентует в четверг отечественный вариант рейтинга инвестиционной привлекательности регионов. Авторы нового рейтинга считают, что он стимулирует местные власти к снижению административных барьеров.

Национальный рейтинг инвестиционной привлекательности регионов представят на самом высшем уровне — планируется присутствие Владимира Путина. Готовило рейтинг АСИ совместно с ведущими бизнес-сообществами страны — «Деловой Россией», Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) и Торгово-промышленной палатой (ТПП). По мнению создателей, рейтинг вскроет все болезненные нарывы регионального бизнеса, а также выявит лучшие практики.

«Никому не захочется оставаться внизу этого рейтинга, — сказал «Газете.Ru» вице-президент и руководитель исполкома «Деловой России» Илья Семин. — Мы бы хотели, чтобы лучшие наработки губернаторов становились историями успехами и образцом для других регионов».

Семин считает, что благоприятные условия для предпринимателей должны создаваться уже на местном уровне. «Этот рейтинг может стать единым и профессиональным «измерителем», — подчеркивает вице-президент «Деловой России». — Он сможет дать объективную оценку того, насколько регионы открыты для развития предпринимательства».

«Инвесторы получат шкалу сравнения регионов с точки зрения привлекательности ведения бизнеса, — отметила в беседе с «Газетой.Ru» уполномоченный по защите прав предпринимателей Республики Карелия Елена Гнетова. — Но главное, это стимулирование руководителей регионов реально, а не на бумаге улучшать условия ведения бизнеса в субъекте».

Конечно, российские регионы сильно различаются и по размерам, и по численности населения, и по состоянию экономики и ресурсам, а потому их не будут ранжировать. Главным барометром инвестиционной привлекательности станет решенность главных бизнес-проблем — к примеру, срок и стоимость сбора документов или подключение к электросетям. Второй параметр — такие общеэкономические институты, как доступность транспорта или качество нормативных актов. Третий параметр будет заключаться в наличии инфраструктуры для малого и среднего бизнеса. По словам Ильи Семина, все планы и сроки по снятию основных барьеров определены в «дорожных картах» и инвестстандарте, а потому разработка рейтинга напрямую связана с результатами внедрения национальной предпринимательской инициативы в регионах.

Основываться рейтинг будет на официальной статистике и опросах бизнесменов. Операторов выберут посредством тендера, а финансироваться его составление будет полностью из средств агентства. Создатели не станут выдумывать велосипед, а потому рейтинг будет составлен по образцу классификаций Doing Business, Moody's и Fitch. Правда, в отличие от них, результат отечественного рейтинга разобьют на группы со значениями средних и лучших результатов по стране.

Однако главный вопрос заключает в том, насколько он будет объективен. По словам Елены Гнетовой, количественные показатели официальных отчетов органов власти не всегда совпадают с действительностью.

«Они показывают положительную динамику инвестиционной привлекательности, сопровождаются бравурными маршами и демонстрацией ярких радостных слайдов, — рассказывает бизнес-омбудсмен. — Реальная же картина далека от официальной». Административные барьеры, давление на предпринимателей, рейдерские захваты бизнеса — все это встречается на каждом шагу, в особенности на муниципальном уровне.

«Глава района или города зачастую чувствует себя удельным князьком, словосочетание «doing business» никогда не слышал, а понятие «получение услуг в режиме «одного окна» понимает буквально», — рассуждает Гнетова.»

«Есть проблемы несоответствия регионального законодательства федеральному, избыточный надзор, проблемы с доступом к ресурсам (особенно земельным), факты несоблюдения законодательства по отношению к предпринимателям», — перечисляет Гнетова. По ее мнению, работа по измерению инвестиционной привлекательности должна вестись только с учетом мнения конкретных предпринимателей.