Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Влезть в долги подешевле

В Минфине поддерживают предложение депутатов о снижении для регионов стоимости бюджетных кредитов

Яна Милюкова 29.10.2013, 20:14
Минфин выступает за снижение ставки по бюджетным кредитам регионов iStockPhoto
Минфин выступает за снижение ставки по бюджетным кредитам регионов

Минфин поддерживает предложение депутатов Госдумы о сокращении ставки по бюджетным кредитам регионам с двух третьих до одной второй ставки рефинансирования. Это поможет смягчить их долговую нагрузку. Из-за ухудшения макроэкономической ситуации в бюджете регионов уже в следующем году будет нехватка 400 млрд руб., и не исключено, что часть бюджетных кредитов станут невозвратными, предупреждают эксперты.

Первый заместитель главы Минфина Татьяна Нестеренко поддерживает предложение депутатов снизить ставку по бюджетным кредитам регионам с двух третьих до одной второй ставки рефинансирования. Об этом 29 октября она сообщила журналистам.

«В рамках улучшения сбалансированности (бюджетов регионов) парламентарии предлагают перейти от двух третьих к одной второй, то есть уменьшить ее», — цитирует Нестеренко «Прайм».

Обсудить снижение ставки по бюджетным кредитам 25 октября предложил глава Минфина Антон Силуанов на заседании Госдумы, во время рассмотрения в первом чтении проекта бюджета на 2014 год и плановый период 2015–2016 годов.

«Нам проще сейчас говорить о снижении, может быть, процентной нагрузки по бюджетным кредитам», — сказал он и предложил этот вопрос проработать ко второму чтению.

Необходимость снижения ставки связана с ухудшением ситуации с поступлением доходов в регионах.

Ставка рефинансирования с сентября 2012 года составляет 8,25%. Таким образом, не исключено, что бюджетные кредиты будут выдаваться по ставке 4,125%.

В правительстве намерены замещать коммерческие кредиты регионов бюджетными. В настоящее время доля банковских кредитов в структуре долга регионов составляет около 30%, доля бюджетных кредитов — 37% (оценка на конец 2012 года). В 2014 году регионы могут получить бюджетных кредитов на 80 млрд руб., в то время как в 2013 году регионы получат 50 млрд руб.

Сокращение ставки позволило бы регионам смягчить несбалансированность региональных бюджетов, финансовые последствия этого решения в Минфине сейчас просчитываются, указала Нестеренко.

На 1 августа 2013 года общий долг бюджетов регионов и муниципалитетов уже составил примерно 1,6 трлн руб., за пять лет он увеличился в 2,3 раза. Ранее Минфин указывал, что у десяти субъектов долг составляет 100% от годовых доходов. Уже в 2012 году более чем у трети регионов долг был выше 50% объема доходов бюджета, без учета межбюджетных трансфертов, сообщала 14 октября Счетная палата.

Увеличение объема бюджетных кредитов и сокращение ставки — вынужденная мера.

В следующем году в консолидированных бюджетах регионов может образоваться дыра примерно в 400 млрд руб., говорит «Газете.Ru» первый заместитель комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева.

Согласно проекту закона о федеральном бюджете на ближайшие три года доходы консолидированных бюджетов регионов составят в 2014 году около 8,9 трлн руб. По плану они увеличатся на 8,2%. Однако на такой рост вряд ли можно рассчитывать, заявила она.

Ранее о том, что план по поступлению доходов в бюджет на ближайшие три года может быть не выполнен, предупреждала глава Счетной палаты Татьяна Голикова. Регионы могут пострадать из-за сокращения поступлений от налога на прибыль и НДФЛ. Первое происходит из-за снижения темпов роста производства и замедления темпов роста экономики. В июне этого года Антон Силуанов не исключал, что в ближайшие два года потери регионов из-за падения поступлений налога на прибыль составят 1,34 трлн руб. Поступления в бюджет от НДФЛ снижаются из-за высокой доли серого рынка труда.

Бюджетные кредиты выдаются на возвратной основе. Однако фактически сейчас о возможности возврата выданных бюджетных кредитов речи не идет из-за ухудшающейся макроэкономической ситуации в регионах, говорит старший научный сотрудник лаборатории бюджетного федерализма Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара Арсений Мамедов. Кредиты будут рефинансированы и под ранее взятые будут выданы новые, соглашается Оксана Дмитриева.

Это усиливает непрозрачность бюджетных отношений федерального центра и регионов, полагает она.

«Сейчас было бы логичнее финансовую помощь регионам проводить через трансферты из бюджета, а не бюджетные кредиты», — говорит Дмитриева.

В прошлом году впервые за 15 лет Совет Федерации и Счетная палата обратились к Минфину с просьбой списать долги по выданным регионам бюджетным кредитам. В итоге Минфин согласился их реструктурировать. В 2013 году из-за реструктуризации ранее выданных регионам бюджетных кредитов федеральный бюджет не получит 70 млрд руб.

Скорее всего, во второй половине 2014 года правительство столкнется с необходимостью увеличения объема бюджетных трансфертов из-за того, что объемы поступления доходов в бюджеты регионов окажутся существенно ниже запланированного, не исключает Мамедов.

По планам на 2014 год межбюджетные трансферты составят 1,36 трлн руб.

В 2014 году может вырасти и объем бюджетных кредитов. По прогнозу заместителя директора группы государственных финансов Standard & Poor`s Карена Вартапетова, объем кредитов может вырасти в два раза, до 150 млрд руб. Согласно прогнозам Standard & Poor's, к 2015 году долг регионов может удвоиться и составить 3 трлн руб. На долговую нагрузку влияет в том числе необходимость выполнения майских указов президента.