Маленьким быть дорого

Малый бизнес вынужден кредитоваться под более высокий процент и на меньшие сроки, чем более крупный

Павел Сморщков 07.10.2013, 19:42
Сергей Карпов/ИТАР-ТАСС

Там, где малый бизнес лишен возможности получить кредит в банке, ему на помощь приходят микрофинансовые организации. Такие займы в среднем обходятся дороже и выдаются на более короткие сроки, но это, по сути, единственный источник финансирования на начальном этапе развития бизнеса. Таковы результаты исследования МCП-банка, РМЦ и «Финотдела».

Рынок финансовых ресурсов для малого бизнеса распадается на два сегмента: микрокредиты, выдаваемые банками, и микрозаймы, которые бизнесмены получают у небанковских микрофинансовых организаций (МФО). В исследовании «Рынок микрозаймов для малого и среднего бизнеса: банки vs микрофинансовые организации», представленном 7 октября, за банки «отвечал» МСП-банк – дочерний банк Внешэкономбанка, действующий по государственной Программе финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП). Второй сектор был охвачен микрофинансовой организацией «Финотдел» и Российским микрофинансовым центром (РМЦ).

Исследование охватило почти пять тысяч заемщиков-предпринимателей, которые пользовались как микрокредитами, так и микрозаймами: МСП-банк и «Финотдел» в 2012 году заключили с ними около 5,5 тыс. договоров кредита (займа) на общую сумму 2,3 млрд рублей. Чаще всего таким образом кредитуются представители торговли: на их долю приходится боле половины договоров; более четверти кредитующихся относятся к сфере услуг, на третьем месте промышленность (около 10%). Эта пропорция характерна для обоих секторов рынка.

Микрозаем – не микрокредит

Микрозаймы обходятся значительно дороже, чем кредиты банков. «Высокие ставки МФО содержат значительно больший компонент премии за риск, который велик в силу особенностей модели деятельности микрофинансовых институтов, — отмечается в исследовании. – В среднем по рынку

ставки по микрозаймам составили на начало 2013 года 25,5% годовых». Причем фактический размер эффективных ставок (ставок с учетом комиссий) может превышать номинальный в полтора-два раза.

Применительно к микрокредитам стоимость ресурсов оказалась почти на 10 п.п. ниже – 15,6% годовых, и эффективные ставки выше лишь в 1,1–1,3 раза.

Такую цену приходится платить за недоступность стандартного банковского кредитования. В подавляющем большинстве случаев микрозаймами пользуются индивидуальные предприниматели (ИП): в портфеле микрозаймов их доля составила около 96%. В портфеле микрокредитов на ИП приходится лишь 56%, а 44% — это доля юридических лиц. «Это свидетельствует о том, что

ИП сравнительно чаще пользуются микрофинансовыми услугами, что, очевидно, связано как с небольшими размерами займов, на которые они предъявляют спрос, так и с особенностями отчетности, которая не во всех случаях в полной мере устраивает банки,

— отмечается в исследовании. – Кроме того, в ряде случаев кредиты в банках индивидуальные предприниматели оформляют на себя как на физические лица».

Поэтому микрозаймы — удел наиболее мелкого бизнеса, компаний со средней численностью занятых в два-три человека и оборотом в 1,5 млн рублей. При этом средний размер микрозайма – 300 тыс. рублей, 34% из них находятся в диапазоне 151–300 тыс. рублей, существенную долю портфеля формируют займы на сумму не более 150 тыс. рублей и 301–600 тыс. рублей (по 21%). А в банки приходят более крупные и «зрелые» предприятия, со средним числом сотрудников от восьми человек и средним оборотом в 12 млн рублей; средний размер микрокредита – 750 тыс. рублей, причем почти в половине случаев (46%) берутся кредиты на 1 млн рублей.

Соответственно, микрозаймы выдаются и на более короткие сроки.

В среднем срок договора микрозайма составил 20 месяцев, микрокредита – 26 месяцев. Подавляющее большинство микрозаймов выдавалось на один-два года (79% портфеля) и лишь 11% — на срок более двух лет (для кредитов этот показатель по проанализированному портфелю составил 46%). «Это в числе прочего объясняется и стоимостью заимствований: дорогие микрозаймы брать на долгий срок может быть нерентабельно, поэтому из этого источника заемных средств финансируются бизнес-процессы со сравнительно меньшей длительностью цикла (более короткие проекты, например отдельно взятые закупки с прогнозируемым сбытом)», — считают исследователи. Предпочтение МФО отдается и в случае потребности в ликвидности на текущие нужды, например для покрытия «кассовых разрывов» (обеспечения необходимого запаса наличности), «что, очевидно, связано с более простыми процедурами оформления заимствования и большей оперативностью».

Заметны и региональные различия: в Москве и Санкт-Петербурге доля предпринимателей на микрофинансовом рынке значительно ниже, чем на рынке микрокредитов. «Это свидетельствует о том, что при хорошо развитом финансовом секторе предприниматели все же предпочитают пользоваться банковскими услугами, — говорится в исследовании. – В то же время

МФО восполняют недостаток предложения финансовых услуг в регионах

и в особенности в городах и сельской местности за пределами агломераций административных центров». Поэтому, по наблюдению заместителя председателя правления МСП-банка Олеси Теплоуховой, микрофинансирование лучше развивается в малых городах.

МФО банкам не конкуренты

Таким образом, банки и микрофинансовые организации не конкурируют, а дополняют друг друга в кредитовании малого бизнеса. По замечанию председателя правления МСП-банка Сергея Крюкова, микрофинансовые организации обеспечивают кредитование бизнесменов на начальном этапе, когда исчерпаны их собственные финансовые ресурсы и ресурсы друзей и родственников, а банковские кредиты по тем или иным причинам недоступны. «Микрофинансовые организации являются, скорее, промежуточным звеном, условным мостом для предпринимателей между «финансовой изоляцией» и банковским кредитованием и иными формами привлечения заемных ресурсов», — делают вывод исследователи.

В целом рынок микрофинансирования рос четыре года подряд, и на 1 января 2013 года объем портфеля всех микрозаймов (как на развитие бизнеса, так и на потребительские нужды) составил 48 млрд рублей, увеличившись за год на треть, отметили исследователи.

Тенденции роста рынка в целом и его распределения по секторам продолжаются и в текущем году, отмечают эксперты «Газеты.Ru». «Многие эксперты единогласно сходятся во мнении: за 2012 год рост рынка микрокредитования МСБ составил порядка 10–15%, рост этого года ожидается примерно на 5–10 п.п. выше предыдущего года. — отмечает эксперт департамента персонального финансового планирования «БКС Премьер» Антон Шабанов. — Микрофинансирование в России направлено прежде всего на субъекты малого предпринимательства, которые находятся в самом начале своего бизнес-развития. Это связано с нежеланием банков кредитовать «малышей», которые не могут предоставить адекватного залога».

«Банки начинают поворачиваться лицом к малому бизнесу в условиях ужесточения политики Центробанка по отношению к потребительскому кредитованию, с одной стороны, и невозможности конкурировать с госбанками за качественных корпоративных заемщиков, с другой.

— отмечает директор направления «Новый бизнес» Агентства стратегических инициатив Артем Аветисян. — Малый бизнес представляется новой нишей, но со стороны банка эта ниша характеризуется как высокорисковая: это непрозрачная отчетность, отсутствие внятного залога». Поэтому на современном этапе развития МСБ в помощь приходят МФО, отмечает Шабанов. «В отличие от обычных кредитов обеспечение микрофинансирования не обязано быть стопроцентным, т.е. можно получить микрокредит, даже если всего имущества у предпринимателя хватает только на покрытие его десятой части, — указывает он. — Это главный плюс микрокредитования: по факту деньги выдаются на идею по развитию бизнеса, а не под залог уже имеющихся основных средств».

«Микрофинансовые компании строят свой бизнес на высоких процентных ставках, которые могут доходить до 70–80% годовых, которые покрывают риск невозврата, — добавляет Аветисян. — Поскольку деньги это зачастую не слишком большие, несколько сотен тысяч или миллионов рублей, при рентабельности бизнеса в 50% и больше, такие займы на короткий срок могут заинтересовать бизнесменов с высокой маржинальностью».

За пределами роста

Вместе с тем остается ряд проблем. «Несмотря на постоянно стабильные темпы прироста портфеля МСБ, его доля на общем рынке кредитования за последние два года упала почти на два процентных пункта, — отмечает руководитель департамента кредитования малого и среднего бизнеса Солид-банка Геннадий Фофанов. — Данное обстоятельство охарактеризовано несколькими факторами: это, во-первых, падение прозрачности бизнеса предпринимателей в связи с «уходом в тень» из-за законодательных инициатив, повышения ставок по взносам в фонды социального страхования, во-вторых, бурный до недавнего времени рост сектора кредитования физических лиц, который переводил акценты кредитного рынка именно на этот сегмент».

В связи с резким количеством снявшихся с учета индивидуальных предпринимателей в I полугодии 2013 года положительная динамика развития рынка кредитования МСБ может замедлиться, предупреждает Фофанов.

Исследование охватывает «цивилизованную» заемную деятельность; так, МСП-банк устанавливает ограничение на процент по займам для банков, участвующих в его программах, и активно в них участвуют, по словам Крюкова, порядка ста банков. При этом, естественно, не все кредитные организации соглашаются на ограничение своей прибыли и действуют самостоятельно.

«Крупные розничные банки предлагают ставки, адекватные рискам и уровню инфляции, менее крупные кредитные организации, которые работают в регионах, иногда завышают ставки, пользуясь безграмотностью предпринимателей и слабой конкуренцией, — считает директор аналитического департамента «Альпари» Александр Разуваев. — Вместе с тем их ставки просто рай для заемщика по сравнению со ставками в небанковских организациях. Последние просто грабеж — могут достигать 600–800%.

Часто цель данных кредитов — отобрать у предпринимателей собственность, например квартиры. С моей точки зрения, было бы правильно законодательно запретить небанковское кредитование и ограничить максимальные ставки по кредитам».

Государство может переформатировать рынок

«Последующее регулирование данного рынка и снижение ставок микрофинансирования МСБ может привлечь более крупные объекты малого предпринимательства. При ставках «в рынке» они буду с удовольствием использовать такое финансирование на краткосрочное пополнение оборотных средств, — считает Шабанов. — Кстати,

именно так и происходит во всем мире, где новички в бизнесе больше кредитуются банками, а микрофинансирование используется только состоятельными клиентами и на небольшой срок

(ведь проценты всё равно выше, чем в банке), когда собирать огромный комплект бумаг для получения банковского кредита долго и невыгодно».

«Законодательные инициативы и ужесточение регулирования рынка потребительского кредитования в среднесрочной перспективе может повлечь рост сегмента кредитования МСБ более высокими темпами, чем было ранее», — считает Фофанов. Но доходность этих услуг не повышается, риски в секторе значительным образом не снижаются — и это сдерживающий фактор для бурного роста рынка, замечает он.

«Сейчас государство старается регулировать данный рынок, но законодательно он прописан крайне плохо. В ближайшие три-пять лет, по мере совершенствования законодательства,

рынок микрофинансирования может претерпеть огромные изменения, предсказывать которые — дело еще более неблагодарное, чем предсказание погоды», — заключает Шабанов.