Греции поставили не ту цель

Ограничения госдолга, установленные кредиторами Греции, раскритиковал глава Европейского стабилизационного механизма

Екатерина Мереминская 27.09.2013, 11:09
Matt Cardy/Getty Images

Греции установили «бессмысленные» ограничения размеров госдолга, признал глава Европейского стабилизационного механизма Клаус Реглинг. Кроме того, многие пытаются поставить вопрос о списании долгов Греции, чтобы она могла войти в установленные пределы. Но если учитывать, под какой процент и на какой срок взяты долги, становится ясно, что пора прекратить всякие разговоры об их списании.

Целевые показатели размера госдолга, установленные кредиторами (Европейский центробанк, Еврокомиссия и Международный валютный фонд) для Греции в обмен на выделение евро, были неоправданными, заявил в интервью The Wall Street Journal управляющий директоров Европейского стабилизационного механизма Клаус Реглинг.

«Недостаточно просто поставить целью определенное отношение госдолга к ВВП, — говорит он. — Это бессмыслица».

Европейский стабилизационный механизм

European Stability Mechanism, ESM — фонд, в который были преобразованы Европейский механизм финансовой стабильности (EFSM) и Европейский фонд финансовой стабильности (EFSF). Создан 27 сентября 2012 года.

Чтобы оценить ущерб, который огромный госдолг наносит экономике, нужно учитывать и то, что проценты по нему малы, и то, что займы даны в основном на очень большой срок, пояснил он. «Это довольно существенное уточнение», — замечает экономист.

Исходя из этого, настаивает Реглинг, нужно прекратить все разговоры о возможном списании долгов — выделение кредитов на тех условиях, на которых их получила Греция, уже можно назвать экономическим аналогом списания.

«Я очень удивлен тем, что все еще находятся люди, которые говорят о необходимости сокращения размеров госдолга», — признается Реглинг. Глава ЕЦБ Марио Драги несколько дней назад заявил, что считает греческий госдолг «стабильным».

В 2012 году канцлер Германии Ангела Меркель говорила, что правительство готово рассмотреть возможность списания части кредитов, выданных Греции, но лишь тогда, когда Афины добьются профицита бюджета. Теперь, когда Греция обещает закрыть год с первичным профицитом, этот вопрос поднимается вновь.

В 2010 году тройка кредиторов одобрила получение Грецией €110 млрд. В марте 2012 года Греция провела реструктуризацию долга: 96,9% частных инвесторов согласились обменять свои облигации на новые с дисконтом в 53,5%. С учетом продленного срока погашения новых облигаций и сниженного процента по купону потери для инвесторов составили более 70%. Сделка позволила окончательно одобрить выделение второго пакета помощи на €130 млрд. Взамен от Греции потребовалось резко сократить расходы бюджета и провести ряд непопулярных для населения страны реформ. Внутри страны возникло протестное движение, вылившееся в уличные беспорядки и смену правительства.

Предполагалось, что частичное списание сократит госдолг Греции более чем на €100 млрд и снизит долговое бремя с 160% ВВП до 117% к 2020 году. Однако более масштабное, чем ожидалось, сокращение ВВП ухудшило это соотношение.

В ноябре 2012 года министры финансов еврозоны и МВФ с трудом договорились о новых целевых показателях. Тогда это было главное условие перевода очередной порции финансовой помощи стране. Афинам угрожал кризис неплатежей — очередной перевод (€31,5 млрд из одобренных €130 млрд), запланированный на август 2012 года, был отменен, когда проверка показала отклонение Греции от целевых показателей.

Десять месяцев назад кредиторы решили, что госдолг Греции должен сократиться со 170% ВВП на тот момент и до 124% ВВП к 2020 году, а к 2022 году составить уже 110% ВВП.

По подсчетам Международного валютного фонда (МВФ), Греции необходимы дополнительные €11 млрд — €4,4 млрд в 2014 году и €6,5 млрд в 2015-м.

Греции неоднократно облегчали условия кредитования. Первоначальные ставки по кредитам были на 3,5–4,5 процентного пункта выше рыночных, теперь они едва превышают стоимость средств для самих кредиторов. Сроки погашения увеличились: если для первых займов они были по пять лет, то теперь в среднем 30 лет.

Позиция Реглинга получила научное обоснование еще в апреле 2013 года, когда исследователи из Университета Массачусетс-Амхерст — Томас Херндон, Майкл Эш и Роберт Поллин подвергли критике труд Кармен Рейнхарт и Кеннета Рогоффа из Гарвардского университета «Рост в период долга». Утверждение из работы Рейнхат — Рогоффа о том, что экономики различных стран ежегодно сокращаются в среднем на 0,1%, если госдолг превышает 90% ВВП, невозможно верифицировать, показали ученые. Когда они попытались, применяя тот же метод и с теми же данными, воспроизвести исследование, то получили экономический рост в среднем на 2,2%.