Медведеву не нравится климат

Дмитрий Медведев раскритиковал исполнение мер по улучшению инвестклимата

Ольга Алексеева 23.09.2013, 21:11
Заседание правительства РФ Екатерина Штукина/ИТАР-ТАСС
Заседание правительства РФ

Премьер Дмитрий Медведев раскритиковал исполнение мер по улучшению инвестиционного климата. Из 173 запланированных мероприятий «дорожных карт» оказалась выполнена только половина. Хуже всего реализуются «карты» по развитию конкуренции, строительству и регистрации предприятий. Процесс тормозится долгими процедурами согласований с ведомствами, сетуют эксперты. А бизнес пока замечает только ухудшение ситуации.

Глава Минэкономики Алексей Улюкаев и гендиректор Агентства стратегических инициатив Андрей Никитин на заседании правительства в понедельник отчитались о выполнении «дорожных карт» по улучшению инвестклимата. Отчет оказался не слишком благоприятным:

оказалось, что из 173 мероприятий, по которым наступили сроки исполнения, выполнено 84 предложения, 40 реализуется, а 52 не исполнено.

«Дорожные карты» разработали рабочие группы при Агентстве стратегических инициатив (АСИ), наблюдательный совет которого возглавляет Владимир Путин. Всего на девять утвержденных программ приходится 620 мер. Конечной целью их реализации является повышение позиции России в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса со 120-й по итогам 2011 года до 20-й в 2018 году. Соответствующий указ подписал в прошлом году Путин.

Медведев посчитал темпы реализации «карт» неудовлетворительными, однако отметил, что это относится не только к плохой работе ведомств, но и к тому, что «некоторые инструменты не работают или они слишком сложные». «Это недопустимо, пришлите мне информацию, я разберусь», — заявил премьер, поручивший МЭР и дальше следить за исполнением «карт» и вносить в них изменения.

Сейчас хуже всего ситуация обстоит с исполнением мероприятий по «картам» о развитии конкуренции, строительстве и регистрации предприятий, отметил Улюкаев.

Проблемы связаны в том числе с несогласованностью действий министерств. «Проекты карт согласовываются с ведомствами, утверждаются на набсовете агентства и правительством. Затем федеральные органы говорят о нецелесообразности исполнения тех или иных пунктов, которые они сами же и согласовали», — посетовал Никитин. Например, по его словам, Минфин отказывается выполнять некоторые из пунктов «дорожной карты» по развитию экспорта. Никитин призвал ведомства согласовывать реализуемые меры с бизнесом еще на стадии их подготовки.

Лучше всего, отметил Улюкаев, исполняются «карты» по энергетике, таможенному администрированию, поддержке экспорта и регистрации недвижимости. В частности, вдвое (до полугода) сократились сроки доступа к электросетям, если запрашиваемая мощность не превышает 150 кВт, похвалился он. В ближайшее время заработает электронный кабинет для регистрации недвижимости. В рамках «карты» по поддержке экспорта идет реформа торгпредств, экспортеры могут теперь рассчитывать на льготные кредиты по ставке до 6,5%, также сообщил Улюкаев. По его словам, на три четверти исполнена и карта по таможне (отмена паспортов сделок, внедрение системы электронных платежей). Правда, оценки ее выполнения у таможенников и бизнеса расходятся: по данным ФСТ, время оформления грузов на границе сократилось до 40 минут, а предприниматели жалуются на очереди, иногда тянущиеся до суток, признал министр.

Серьезных позитивных результатов реализации «дорожных карт» предприниматели пока не замечают.

%«Мы как будто в разных странах живем. Такой проблемы, как барьеры при регистрации, например, сейчас практически нет, а власти ее решают. А проблема выхода на экспортные рынки далеко не самое важное для бизнесменов, — удивляется Владлен Максимов из Межрегионального профсоюза предпринимателей. — В то же время в областях, более важных для предпринимателей, ситуация лучше не становится. Например, в крупных городах-миллионниках практически невозможно открыть кафе, ресторан, магазин или мастерскую — не хватает площадей, — а с киосками власти борются».

Кроме того, постоянно меняются правила, в том числе по социальным платежам, из-за чего уже закрылось множество ИП, а с льготами для мелкого и среднего бизнеса не торопятся, добавляет Максимов.

Профильные министерства прислушиваются к желаниям бизнесменов, а вот те ведомства, которые должны согласовывать реализацию мер «дорожных карт», тормозят процесс, уверяет директор Фонда энергетического развития, член рабочей группы при АСИ Сергей Пикин. По его словам, основная проблема — излишняя бюрократизация, сложный процесс согласования документов, который не позволяет в срок исполнить процедуры. Необходимо увязывать KPI (key performance Indicators; ключевые показатели эффективности) чиновников с исполнением «дорожных карт», предлагает он.

Впрочем, не факт, что даже полное исполнение «дорожных карт» поспособствует серьезному притоку инвестиций и росту инвестиционной привлекательности.

«Проблема привлечения инвестиций в Россию только обостряется, учитывая, что уже практически произошла остановка экономического роста.

Найти деньги на инвестиции по-прежнему можно либо за счет пенсионеров, либо за счет средств от экспорта углеводородов. Ждать серьезного прироста инвестиций со стороны иностранных инвесторов в любом случае не приходится: у них есть и хорошие альтернативы России, например Китай», — пессимистичен профессор ВШЭ Иван Родионов.