Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Меньше денег, больше государства

Минэкономразвития рассчитывает до конца 2016 года дать бюджету 1 трлн рублей от приватизации

Правительство откладывает или снижает планы по приватизации крупных активов. До конца 2016 года бюджет должен получить около 1 трлн рублей, обещают в Минэкономразвития. В условиях плохой конъюнктуры рынка инвесторами в некоторые госактивы могли бы стать Пенсионный фонд и Фонд национального благосостояния, считают в Росимуществе. Планы по поступлениям в бюджет из года в год срываются, напоминают экономисты.

От приватизации крупных активов в 2013–2016 годах бюджет должен получить напрямую 620 млрд рублей. Еще 380 млрд рублей Минэкономразвития рассчитывает добавить за счет дивидендов «Роснефтегаза», который владеет акциями «Роснефти». Об этом говорится в прогнозном плане приватизации на 2014–2016 годы, который обсуждался в четверг на заседании правительства. «Наша задача заключается в том, чтобы реализовать эти активы по максимальной цене», — обрисовал одну из главных задач премьер-министр Дмитрий Медведев.

Всего же за счет различных форм Росимущество рассчитывает осуществить приватизацию в 2013–2016 годах на 1,7 трлн рублей. В октябре Минэкономразвития называло другую цифру — более 3 трлн рублей.

Продажу ряда крупных госпакетов в очередной раз отложили или переформатировали. Так, в одобренном в июне прошлого года плане государство рассчитывало полностью избавиться от долей в ВТБ, «Совкомфлоте», «Росагролизинге», «Русгидро», «Интер РАО», «Зарубежнефти», Шереметьево, Россельхозбанке, «Росагролизинге», АЛРОСА. Планировалось продать 25% минус 1 акцию РЖД, «Транснефти», 50% минус 1 акцию Объединенной судостроительной и Объединенной авиастроительной корпораций.

В октябре прошлого года стало понятно, что приватизация переносится по ряду причин: плохая конъюнктура рынка, неготовность отдельных компаний, сопротивление их менеджмента. Осторожность инвесторов и необходимость увеличения доходности бюджета заставили правительство искать другие инструменты продажи госпакетов. Например, на средства пенсионных накоплений или Фонда национального благосостояния.

Эти деньги могли бы пойти на покупку акций РЖД и других инфраструктурных монополий, например, «Транснефти».

Так, продаже доли в «Роснефти» — крупнейшей из подлежащих приватизации компаний — мешает законодательство о разработке шельфа. Там могут работать только компании, более 50% акций которых находится в собственности государства. Особенность этой компании состоит в том, что 69,5% ее акций принадлежит «Роснефтегазу». Соответственно, при продаже доли прибыль будет идти «Роснефтегазу», который с нее уплатит дивиденды. Эти средства в отличие от прямой приватизации могут и не пойти на финансирование дефицита бюджета. В прошлом году за счет 50 млрд рублей дивидендов «Роснефти» была проведена докапитализация «Русгидро».

Из плана уже исключены Россельхозбанк и «Росагролизинг» — они превратятся в институты развития. К 2016 году государство продаст лишь часть «Аэрофлота», Шереметьево, «Зарубежнефти». Зато в план включены «Росспиртпром» (100%), аэропорт Внуково (его планируется объединить с Шереметьево) и Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК).

Кроме того, Минэкономразвития планирует полностью приватизировать «Ростелеком» (капитализация — 255 млрд рублей), находящийся в процессе объединения со «Связьинвестом».

План по поступлениям в бюджет-2013 — 427 млрд рублей — выполнен не будет. По подсчетам Минфина, это около 60 млрд рублей.

В проекте бюджета на 2014, 2015 и 2016 годы в качестве доходов от приватизации записаны 230,8 млрд, 445 млрд и 250 млрд рублей соответственно. Озвученные министром экономического развития Алексеем Улюкаевым планы Минфин устраивают. Но есть одно опасение.

«Пока я вижу риски получения от «Роснефтегаза» суммы в 380 млрд рублей, поскольку пока прогнозов таких ресурсов в этой компании мы не видим», — заметил министр финансов Антон Силуанов.

Сомнения есть и у вице-премьера Ольги Голодец, которая ответственна за пенсионную реформу, повышение зарплат бюджетникам, модернизацию здравоохранения и образования. Темпы экономического роста падают, Минфин ожидает снижения доходов бюджета в 2014 году на 628,6 млрд рублей. «Я предлагаю сегодня двигаться более интенсивно… и поставить более амбициозные задачи», — заявила Голодец.

Планы по приватизации завышаются из года в год, полагает эксперт Экономической экспертной группы Александра Суслина. «У Минэкономразвития стоит задача показать больше доходов, чтобы потребовать больше расходов, — объясняет она.

— На эту сумму (1 трлн рублей. — «Газета.Ru») я бы не рассчитывала». Приватизация — сложно прогнозируемый процесс, заранее невозможно просчитать, будут ли покупать те или иные активы, указала экономист. По ее мнению, государству стоило бы не откладывать продажу активов из-за неподходящей конъюнктуры, а продавать по той цене, по которой эти активы готовы купить инвесторы. «Частное владение лучше и эффективнее», — полагает эксперт. К идее превращения ПФР и ФНБ в инвестора при проведении приватизации она относится настороженно. «С учетом большой социальной ответственности этих средств пенсионные накопления должны вкладываться в самые безрисковые активы», — отметила Суслина.

Приватизационные планы плохо исследуемы и выглядят крайне поспешными, согласен директор Центра структурных исследований Алексей Ведев.

«Конъюнктура на рынках крайне плохая. И нефтегазовые, и металлургические активы стоят дешево, практически на кризисных уровнях. В таких условиях составлять планы по поступлению приватизационных доходов по меньшей мере ошибочно», — считает экономист.

К сохранению контрольных пакетов акций государства в ряде компаний он относится настороженно. «Если контрольные пакеты остаются за государством, то фактически компании остаются государственными — обладающими административным ресурсом, выходящими на внешние рынки при поддержке государства и ведущими «особую» долговую политику. И это не всегда хорошо», — пояснил эксперт. По расчетам Центра структурных исследований, 60% чистого внешнего долга России — долги компаний с госучастием.

Схема участия средств пенсионных накоплений и ФНБ в покупке акций инфраструктурных монополий пока не ясна, напомнил Ведев. «В инфраструктурных проектах много неразберихи. Непонятно, чем РЖД привлекательнее «Северстали» или «Сургутнефтегаза», тем более что эта монополия даже к списку «голубых фишек» не относится», — задается вопросом экономист.

Новости и материалы
В Латвии сочли, что латышам вредно изучать русский язык
Билли Айлиш рассказала, что любит мастурбировать перед зеркалом
Ирина Дубцова с сыном улетела из России
В Кремле ответили на вопрос о рабочих планах Путина на следующую неделю
Блинкен прибыл в Пекин
ММК ведет переговоры с ФАС по мировому соглашению
В мурманском порту нашли авиабомбу весом 500 кг
Российские фехтовальщики не выступят на Олимпиаде
В Кремле рассказали, как оценивают передачу Киеву дальнобойных ракет
Высшее руководство Польши обсудит размещение ядерного оружия в стране
В России взлетел спрос на ботокс
Взрывы произошли в украинском городе после объявления тревоги
Нидерландская X5 потеряла права на российскую «дочку»
Стало известно, как Байдену удалось согласовать помощь Украине
Россияне не могут найти управу на буйных соседей, устроивших пожар
Суд оштрафовал блогера Ивлееву за дискредитацию ВС РФ на 50 тыс. рублей
Новый iPad Air не получит улучшенный экран
В Молдавии рассказали, что Запад поощряет Кишинев совершать беззакония
Все новости