Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Правительство тормозит цены на бензин

Минфину отказано в ускоренном росте акцизов на топливо стандарта «евро-4» и «евро-5»

Алексей Топалов 17.05.2013, 17:23
Владимир Смирнов/ИТАР-ТАСС

Правительство отказало Минфину, который предлагал в ближайшие годы форсированно повышать акцизы на топливо класса «евро-4» и «евро-5». Если бы предложение министерства прошло, это означало бы, что цена литра такого бензина через три года выросла бы примерно на 5 рублей. Правительство предполагает значительно меньший рост цен.

Правительство не будет в ускоренном темпе повышать акцизы на высококачественный бензин класса «евро-4» (E4) и «евро-5» (E5). Об этом в четверг заявил вице-премьер Аркадий Дворкович. По его словам,

повышение акцизов будет небольшим, но конкретные цифры не были названы. По словам Дворковича, повышение акцизов не приведет к существенному росту цен на бензин.

Форсированно повышать акцизы на топливо Е4 и Е5 в апреле предлагал Минфин. Глава министерства Антон Силуанов отметил, что эти акцизы примерно в два раза ниже, чем на бензин второго и третьего классов (по Е4 и Е5 действуют льготные ставки). «Поэтому будем постепенно в течение трех лет их выравнивать», — сказал министр.

Из-за низких акцизов на высококачественное топливо переход на эти марки за три года снизит объем поступлений в дорожные фонды на 100 млрд рублей. Для решения этого вопроса Минфин предлагал помимо акцизов рассмотреть вопрос о повышении других налогов для нефтяного сектора, в частности налога на добычу полезных ископаемых.

Александра Суслина из экономической экспертной группы подсчитала, что доходы федерального бюджета от акцизов на бензин всех марок в 2012 году составили 50,6 млрд рублей (0,4% от всех поступлений), региональных бюджетов – 169,4 млрд рублей (2%). Таким образом, совокупные бюджетные поступления от акцизов всех марок бензина составили 219,9 млрд рублей.

Ставки на топливо высокого класса понижены для того, чтобы стимулировать нефтяные компании к модернизации своих мощностей. Предполагается, что Россия полностью откажется от Е3 с 1 января 2015 года, а от Е4 – еще через год. Таким образом, уже в 2016 году нефтеперерабатывающие заводы должны полностью перейти на высокоэкологичное топливо класса Е5.

Президент Московской топливной ассоциации (МТА) Евгений Аркуша отмечает, что отказ от предложения Минфина в интересах как производителей бензина, так и его потребителей.

«Принятие решения о дифференциации акцизов в 2011 году привело к тому, что в первом квартале 2013 года топлива класса Е4 и Е5 было произведено по меньшей мере в четыре раза больше, чем было запланировано, — рассказывает глава МТА. – А если бы правительство согласилось на предложение Минфина, это нарушило бы логику бизнеса и планы компаний, а также ухудшило бы инвестиционный климат».

Потребители также в выигрыше, ведь, по словам Аркуши, акциз составляет 20–30% в конечной цене бензина. «Именно акциз является одним из основных факторов роста цен на топливо», — поясняет эксперт.

По словам аналитика Райффайзенбанка Андрея Полищука, каждая тысяча рублей, на которую повышается акциз, делает литр бензина дороже примерно на 73 копейки. Конкретных планов по акцизам на 2016 год пока нет, однако можно сравнить цифры по 2015 году. По Налоговому кодексу к этому времени ставка по Е5 должна вырасти на 1,09 тыс. рублей за тонну. То есть литр бензина подорожает примерно на те самые 73 копейки. Однако если акциз Е5 вырастет до уровня Е3, повышение составит уже 6,6 тыс. рублей. В этом случае цена бензина вырастет на 4,8 рубля за литр.

«Безусловно, отказ от форсированного повышения акцизов на высококачественное топливо является позитивом, — говорит представитель одной из ведущих российских нефтяных компаний. – Однако акцизы все равно будут расти, и это может оказать уже негативное влияние». Собеседник «Газеты.Ru» отметил, что введение льготных акцизов на Е4 и Е5 затормозило рост цен на топливо, однако с ростом ставок цена бензина и «дизеля» получит новый толчок.

«Кроме того, компании, которые не успели завершить модернизацию своих НПЗ, потеряют стимул для нее, а тем, кто успел, придется дольше отбивать затраты», — говорит источник.