Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Монополия на регулирование

Федеральная антимонопольная служба и Федеральная служба по тарифам могут объединиться

Екатерина Карпенко, Сергей Титов 18.04.2013, 18:28
iStockPhoto

Правительство обсуждает возможное объединение антимонопольной службы со службой по тарифам. Оба ведомства были созданы на базе расформированного в 2004 году министерства по антимонопольной политике и пересекаются в вопросах регулирования естественных монополий. ФАС поддержала инициативу, в ФСТ менее оптимистичны. А бизнес опасается затруднения согласований из-за ведомственной реорганизации.

Федеральная антимонопольная служба и Федеральная служба по тарифам могут объединиться. Инициатива обсуждается в правительстве: соответствующее поручение дал первый вице-премьер Игорь Шувалов, а в ФАС эту идею уже поддержали, сказал в четверг глава ведомства Игорь Артемьев.

Объединение двух служб будет согласовываться с курсом правительства на укрупнение регулирующих ведомств, считает руководитель ФАС. В пример он привел создание мегарегулятора на базе Центробанка: в ЦБ вольется Федеральная служба по финансовым рынкам. Объединение ФСФР и ЦБ, а также ФАС и ФСТ может стать не последним укрупнением, передает «Прайм». «Решения, которые раньше были приняты в области здравоохранения, остались не реализованы, тем не менее там тоже обсуждается этот вопрос, есть соответствующее поручение Владимира Путина проработать тему, ну и мы тоже», — уточнил чиновник.

В то же время сам Артемьев считает, что ФСТ инициативу не поддержит. По его словам, ФАС больше ФСТ.

В ФСТ четкого ответа по вопросу об объединении ведомств не дают, но подтверждают, что на совещаниях у Шувалова было решено обсудить «различные инициативы и предложения» на площадке открытого правительства. Никаких конкретных решений не принято, сказали «Газете.Ru» в пресс-службе ФСТ. «Мы поддерживаем профессиональную дискуссию и будем участвовать во всех обсуждениях по оптимизации и дальнейшему совершенствованию механизмов государственного регулирования естественных монополий и инфраструктурного сектора», — указали в ведомстве.

Шувалов не давал поручений проработать вопрос об объединении служб, пояснил в четверг его пресс-секретарь Александр Мачевский. По его словам, данное предложение об объединении несколько раз высказывалось на различных совещаниях у Шувалова, и первый вице-премьер рекомендовал обсудить его на площадке открытого правительства.

Сейчас ФАС и ФСТ обладают полномочиями, которые были переданы им в том числе в ходе реорганизации в 2004 году министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. ФАС тогда получила функции антимонопольного регулирования, контроля за деятельностью естественных монополий и соблюдения законодательства о рекламе. От упраздненного министерства службе по тарифам достались полномочия по регулированию тарифов на услуги общедоступной электрической и почтовой связи. Сейчас полномочия по регулированию у ФАС и ФСТ затрагивают общие отрасли, в частности это естественные монополии.

И Артемьев, и глава ФСТ Сергей Новиков руководят службами с марта 2004 года.

В работе ФСТ есть специфика: ее решения принимаются правлением, в которое входят представители других министерств и ведомств. От ФАС в правлении ФСТ заседает заместитель руководителя Анатолий Голомолзин.

ФАС не в первый раз поднимает вопрос о реформировании. В начале прошлого года возникла идея о переподчинении ведомства напрямую президенту, говорили «Газете.Ru» несколько источников, близких к службе. Она не прошла. Одна из причин желания провести реформу — низкая зарплата служащих ФАС, отмечают источники. Эта проблема обсуждается и в правительстве. В частности, на коллегии ФАС 28 февраля этого года Шувалов обещал изучить вопрос о повышении зарплат в ведомстве. Чиновник предупредил антимонопольщиков, что результаты такого обсуждения не гарантированы и что справедливым было бы тогда повышение зарплат и в других службах — например, налоговой.

Объединение ведомств может стать позитивным шагом в области регулирования, но не должно проводиться ради самого объединения, говорит сопредседатель «Деловой России» Александр Галушка. «Важно, каким содержанием будет наполнено это объединение», — указывает он. «Должна быть устранена концептуальная ошибка в регулировании деятельности естественных монополий, которая заключается в поиске баланса между монополиями и потребителями их услуг. Это все равно что искать баланс между волками и овцами: при каждом повышении тарифов решается, сколько овец могут съесть волки», — проводит аналогию эксперт. По его словам, в сфере регулирования естественных монополий речь должна идти о защите потребителей. Вторая задача — разгрузить антимонопольное регулирование от избыточного контроля в отношении предпринимателей, считает Галушка. «Вдвойне важно, чтобы это ведомство не стало громоздким, неповоротливым и не утонуло в избыточных функциях», — заключил он.

Cовладелец золотодобывающей компании Petropavlovsk Павел Масловский опасается: «Любая реформа, как правило, приводит к беде». «Но это в общем случае, а дьявол — в деталях. Я считаю, антимонопольное законодательство у нас перебарщивает», — сказал он «Газете.Ru». А гендиректор Polymetаl Виталий Несис говорит, что взаимодействие с ФАС всегда отмечалось большой конструктивностью и неплохими скоростями. «Изменится ли что-то после слияния, трудно сказать», — заметил он.