Пенсионный советник

«Сумма» пошла по предоплате

«Сумма» и Vitol договорились с «Роснефтью» по терминалу в Роттердаме

Алексей Топалов 05.04.2013, 21:04
Компания Shtandart и Порт Роттердама подписали соглашение о передаче земли для строительства... portofrotterdam.com
Компания Shtandart и Порт Роттердама подписали соглашение о передаче земли для строительства нефтеналивного терминала на территории Порта Роттердам

«Сумма» Зиявудина Магомедова получила землю под строительство нефтеналивного терминала в Роттердаме. Проект, в реализации которого многие сомневались из-за возможных проблем с обеспечением загрузки терминала, будет завершен. Источники уверены, что акционерам проекта удалось договориться с «Роснефтью», ведь помимо «Суммы» в строительстве участвует трейдер Vitol, который ранее согласился закупать у госкомпании нефть на условиях предоплаты.

Совместное предприятие группы «Сумма» российского бизнесмена Зиявудина Магомедова и компании VTTI в пятницу подписало с Роттердамским портом соглашение о передаче земли под строительство нефтеналивного терминала.

«Передача земли — это важный шаг в реализации проекта, позволяющий завершить процесс получения всех необходимых согласований и приступить к выбору подрядчиков для начала строительства», — заявляет «Сумма».

По словам представителя компании, строительные работы начнутся уже в 2014 году, а ввод терминала в эксплуатацию запланирован на 2016 год.

Тендер на строительство терминала «Сумма» и VTTI (крупнейший международный оператор нефтеналивных терминалов, принадлежащий одному из ведущих мировых нефтетрейдеров Vitol и малазийской судоходной компании MISC Berhard) выиграли еще в 2011 году. По условиям конкурса, терминал должен быть размещен на двух площадках общей площадью в 55 гектаров. Годовой объем перевалки терминала составит 50 млн тонн нефти и 12 млн тонн нефтепродуктов. Роттердамский порт ежегодно переваливает 95–100 млн тонн нефти и нефтепродуктов. Новый терминал прибавит порту более половины объемов перевалки.

Объем инвестиций, как сообщает «Сумма», может достичь $1 млрд.

Это несколько больше обычной стоимости подобных проектов в Европе. По словам гендиректора агентства InfraNews Алексея Безбородова, в ЕС строительство таких мощностей обходится в $10–12 на тонну. То есть стоимость терминала с характеристиками проекта «Суммы» и VTTI могла составить $620–744 млн.

В начале года сообщалось, что строительство терминала откладывается из-за обнаруженных на площадке боеприпасов, оставшихся со времен Второй мировой войны. «Сумма», подписав соглашение, сообщила, что все проблемы решены.

Но более важной проблемой мог стать вопрос обеспечения терминалов загрузкой. Как ранее сообщали источники, российские компании не испытывали большого энтузиазма в отношении проекта «Суммы» и VTTI.

Скепсис усиливался на фоне критики главы «Курортов Северного Кавказа» Ахмеда Билалова со стороны Владимира Путина (Билалов — двоюродный брат Магомедова) и корпоративных конфликтов «Суммы» и «Транснефти» по Новороссийскому морскому торговому порту. Более того, по неофициальной информации, подписание соглашения по передаче земли под терминал не входило в список 15 совместных документов, которые Россия и Нидерланды планируют подписать в ходе визита президента Путина в Амстердам 8 апреля (речь идет о ряде соглашений в сфере энергетики, промышленности и инноваций).

Тем не менее соглашение по земле подписано за три дня до визита российского президента, что означает решение вопроса о загруженности терминала, считают собеседники «Газеты.Ru».

В четверг помощник Путина Юрий Ушаков заявлял, что расширение поставок российских нефтепродуктов в Нидерланды «имеет большой потенциал» (в прошлом году Россия поставила 27,7 млн тонн нефти и нефтепродуктов).

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков в пятницу заявил «Газете.Ru», что увеличение поставок нефтепродуктов в Голландию будет происходить за счет трейдеров, уже действующих в порту Роттердама, или новых, «которые предложат наиболее экономически выгодные условия».

«Если группа «Сумма» построит терминал и предложит финансово и логистически выгодные условия, то она будет задействована трейдерами. Это чистая экономика», — сказал Песков.

Алексей Безбородов отмечает, что чем старее нефтеналивные мощности в порту Роттердама, тем дороже обходятся их услуги. По мнению эксперта, новый терминал «Суммы» найдет своего клиента. «Кроме того, не следует забывать, что в строительстве принимает участие один из крупнейших мировых нефтетрейдеров Vitol, — напоминает Безбородов. – Компания наверняка приведет на собственный терминал нефтяные объемы».

Источник на российском нефтяном рынке уверен, что для обеспечения загрузки своего терминала «Сумма» и Vitol сумели договориться с «Роснефтью».

Дело в том, что для финансирования сделки по покупке 100% ТНК-ВР «Роснефть» договорилась о поставках 67 млн тонн нефти на условиях предоплаты с трейдерами Glencore и Vitol. Общая сумма контракта — около $50 млрд, сумма предоплаты — $10 млрд. В конце января стало известно, что именно на такую сумму трейдеры привлекают кредит для финансирования контрактов с российской госкомпанией.

«Поставки нефти через терминал «Суммы» могли быть одним из условий соглашения о предоплате», — считает источник.

Представитель «Роснефти» пока от комментариев воздержался.