Дорожная карта приватизации «Российских железных дорог» (РЖД), подготовленная самой компанией, профильными ведомствами и консультантами, полностью согласована, сообщило Росимущество.
Карта предусматривает «частное и публичное размещение акций компании в 2014–2016 годах с сохранением за государством квалифицированного контроля», говорится в пресс-релизе Росимущества о готовности дорожных карт приватизации.
Такая схема – продажа 5% через допэмиссию акций в пользу ФНБ и/или Пенсионного фонда на первом этапе и IPO, по итогам которого государство сохранит минимум 75% акций на втором, – описана еще в январской презентации РЖД для инвесторов, напоминает «Прайм». Официальных публичных заявлений на этот счет до сих пор не было.
Летом 2012 года правительство утвердило план приватизации, согласно которому 25% минус одна акция РЖД планировалась к продаже уже в 2012–2013 годах. В РЖД выступали категорически против таких сроков. Глава компании Владимир Якунин заявил, что считает целесообразным приватизировать компанию после 2015 года, когда завершится реформа отрасли.
«У нас инвестиционный дефицит сегодня 400 млрд рублей до 2015 года, до 2020 года инвестиционный дефицит превышает объем 1 трлн, – пояснял в июне Якунин (цитата из интервью «Интерфаксу»). – Если при нынешнем состоянии рынка и при той оценке актива РЖД продать 25%, например, мы за счет этого получим 260 млрд рублей. Соотнесите то, что государство получит, и то, что необходимо, и ответьте сами себе на вопрос: что мы в результате приобретаем? Ответ: в этой композиции мы не приобретаем ничего, кроме головной боли».
Президент РЖД тогда же напомнил, что строительство сочинских объектов осуществляется по схеме увеличения уставного капитала РЖД, а как только появляются миноритарные партнеры, эту схему использовать нельзя. «По такой же схеме реализуются проекты для АТЭС, проекты в Татарстане, – добавил он. – Поэтому когда вы говорите о близости и неизбежности приватизации «Российских железных дорог», давайте посмотрим на состояние дел в Европе. Приведите мне пример приватизированных железных дорог в Европе. Не приведете, его нет».
Но Минэкономразвития настаивало на приватизации актива, хотя бы частично. Осенью ведомство выступило с предложением продать в 2013 году до 5% монополии. Министр Андрей Белоусов, выступая в декабре на одной из дискуссий в рамках встречи с доверенными лицами президента Владимира Путина, пояснил, что приватизация РЖД – единственный способ привлечь инвестиции в железнодорожную инфраструктуру. «Привлечь сегодня инвестиции в развитие транспортной инфраструктуры… железнодорожной иначе, чем привлекая туда инвесторов, невозможно», – заявил он.
Белоусов тогда заявил, что даже спорил на эту тему с Якуниным и выиграл. «Мы говорили про инвестпрограмму и приватизацию, эти темы на самом деле связаны», – рассказал он.
РЖД работает с нулевой рентабельностью, из-за чего у госмонополии нет средств на развитие железнодорожной сети, но, как пояснил Белоусов, у компании высокая рентабельность перевозок. «На самом деле сегодня РЖД имеет рентабельность от перевозок 10%, это как раз и был предмет, почему мне Владимир Иванович (Якунин. – «Газета.Ru») проспорил бутылку коньяка», – сказал Белоусов.
По словам министра, инвестпрограмма РЖД без учета средств федерального бюджета на треть расходуется на реконструкцию дорожной сети, еще треть идет на покупку железнодорожного состава. «Из оставшейся трети примерно 20% идет на московский транспортный узел, и «на все про все» остается 30 млрд рублей», – пояснил Белоусов. «Сегодня РЖД 30 млрд рублей тратит на социалку в год… Отсюда приватизация», – добавил он, пояснив, что в противном случае придется повышать железнодорожные тарифы.
На приватизации 5% акций в конце 2013 года Белоусов настаивал и в феврале. На что глава Росимущества Ольга Дергунова отвечала, что проведение приватизации госпакета акций РЖД в 2013 году невозможно. В РЖД соглашались, что в 2013–2014 годах можно продать 5% монополии в пользу Пенсионного фонда России, которые он потом может реализовать, например, в рамках IPO, с большей выгодой, а оставшиеся 20% акций все-таки выставить на продажу в 2015–2016 годах.
На рынке приватизацию РЖД в этом году не ждали, говорят банковские аналитики.
Есть слишком много нерешенных вопросов по будущему регуляторному режиму деятельности РЖД при наличии огромной инвестиционной программы и необходимости субсидировать пассажирские перевозки, поясняет Ирина Ступаченко из ИК «Открытие Капитал». «Инвесторы не будут вкладывать деньги, пока государство не сможет им объяснить, что оно намерено делать с тарифами госмонополии в среднесрочной перспективе и как будет финансироваться дефицит по инвестиционной программе с учетом невозможности прямых взносов в уставный капитал РЖД со стороны государства (что постоянно делается сейчас) после приватизации компании», – поясняет она.
Интерес к такому активу, как РЖД, безусловно, есть, отмечает Елена Садовская из Rye, Man & Gor Securities. Но приватизация госмонополии в 2013 году – нереальное событие. «Актив такого масштаба требует времени на подготовку к публичной продаже, – поясняет она. – Надо определиться с позиционированием на рынке: что будут предлагать инвесторам – компанию, которая занимается пассажирскими перевозками и обеспечивает развитие и поддержание инфраструктуры для грузовых перевозок, или инфраструктурную компанию, которая занимается как пассажирскими, так и грузовыми перевозками, то есть решить вопрос с либерализацией локомотивной тяги, определиться с продажей Второй грузовой (ВГК) и так далее». «РЖД не хочет расставаться ни с локомотивами, ни с ВГК, – добавила аналитик, – и теперь вряд ли это произойдет, раз уж запланирована продажа самой компании».