Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Медведев отсчитал шаги

Премьер отчитается об итогах работы за полгода

Екатерина Карпенко, Рустем Фаляхов 28.11.2012, 18:20
Дмитрий Астахов/РИА «Новости»

Дмитрий Медведев готовится дать отчет за полгода работы на посту премьер-министра. Ключевые направления — это «семь шагов», говорят источники: госпрограммы, инвестклимат, трехлетний бюджет, приватизация, повышение зарплат бюджетникам, реформа госслужбы и организация работы «открытого правительства». Все, кроме госпрограмм, выполняется в срок, но «без революций», констатируют экономисты.

Премьер-министр Дмитрий Медведев в четверг подведет предварительные результаты работы кабинета министров. Доклад должен касаться реализации семи приоритетов, обозначенных Медведевым в мае.

«Обсудят, что сделано по «семи шагам» Медведева», — сказал «Газете.Ru» источник, близкий к правительству.

На заседании правительства Дмитрий Медведев расскажет о том, как реализуются те семь задач, которые он поставил, заступив на должность премьера, подтвердила «Газете.Ru» пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова.

«Это не итоги, Это вешки, по которым будет видно, как продвигается правительство в решении поставленных задач, куда будем двигаться дальше, учитывая, что принят основной документ — трехлетний бюджет», — подчеркнула она.

«Семь шагов» — это госпрограммы, трехлетний бюджет, повышение зарплат бюджетникам, снятие административных барьеров, реформа госслужбы, приватизация, работа «открытого правительства». «По ним, по этим делам, будет считываться реальный, а не бумажный курс правительства», — говорил премьер.

Первая из обозначенных Медведевым ключевых задач – переход на программный метод государственного планирования. Премьер ставил задачу принять госпрограммы по ключевым направлениям социально-экономического развития. В задачу-минимум входило обеспечить начало реализации с 2013 года не менее пяти госпрограмм.

Срок принятия долгосрочных госпрограмм по развитию ключевых отраслей экономики пришелся на последние полтора месяца, хотя их внесение в правительство должно было начаться с 1 июля.

Уже одобрены госпрограммы развития образования до 2020 года (объем финансирования — 3,991 трлн рублей), содействия занятости населения (почти 600 млрд рублей), развития авиастроения до 2025 года (1,7 трлн рублей), судостроения (600 млрд рублей), обеспечения жильем и услугами ЖКХ до 2030 года (1,9 трлн рублей), развития транспорта до 2020 года (12,5 трлн рублей). К практически всем госпрограммам были претензии Минфина из-за завышения объемов финансирования. Бюджетные проектировки госпрограммы развития здравоохранения до 2020 года будут скорректированы. Министр финансов Антон Силуанов настаивал на необходимости принятия более консервативного сценария с последующим увеличением финансирования по мере возможности. Бюджетный сценарий предусматривал траты на здравоохранение в 2013 году в 2,32 трлн рублей, а к 2020 году – 3,4 трлн рублей в год. В модернизационном сценарии это 3 трлн и 6,5 трлн рублей соответственно.

Госпрограмма «Социальная поддержка граждан» только должна рассматриваться в правительстве. Объем ее финансирования на 2013 год — 5,11 трлн рублей. К 1 декабря должна быть подготовлена госпрограмма развития Северного Кавказа. Для обсуждения экспертам будет дан ограниченный срок – 13 декабря госпрограмму уже рассмотрят на заседании правительства.

Подобный проект по Дальнему Востоку сделать не успели (он должен был быть подготовлен к 1 ноября). В среду министр по развитию Дальнего Востока Виктор Ишаев сказал, что срок перенесен на первый квартал 2013 года. Это связано в том числе с образованием нового министерства по делам Дальнего Востока.

Второй приоритет – принятие трехлетнего бюджета на 2013–2015 годы, в котором расходы прописаны исходя из заложенных в госпрограммах целей и заложено новое бюджетное правило. Проект бюджета уже принят в Госдуме, в среду его одобрил Совет федерации.

Третье – повышение зарплат ряду бюджетников в соответствии с майскими указами президента Владимира Путина. Согласно этим документам, уже в 2012 году учителя должны получать не ниже средней зарплаты по региону. Оклады других бюджетников должны увеличиваться до 2018 года. Регионы регулярно отчитываются о повышении зарплат учителям, но жалобы от педагогов продолжают поступать. В середине октября Минобрнауки пришлось открыть «горячую линию» для учителей, до которых выделяемые деньги не доходят. Согласно прошлогодним планам правительства, школы в 2011/2012 и 2012/2013 учебных годах должны получить 120 млрд рублей субсидий из федерального и региональных бюджетов. Освободившиеся деньги регионы должны тратить на повышение зарплат. В октябре в Минфине говорили, что обязательства не выполнили около 30 регионов.

В свою очередь, в регионах жалуются, что данное обязательство обременительно. Спикер Совета федерации Валентина Матвиенко заметила, что директиву спустили, а методику не определили. «Каша в голове», — так описала ситуацию Матвиенко министру финансов Антону Силуанову.

В-четвертых, говорил Медведев, нужно приступить к реализации «дорожных карт» национальной предпринимательской инициативы. Упрощать таможенное администрирование, получение разрешений на строительство, подключение к инженерной инфраструктуре. Общая цель – улучшение инвестиционного климата. В рамках Агентства стратегических инициатив начата разработка 22 «дорожных карт», направленных на улучшение инвестиционного климата. В этих документах закреплены показатели, которых необходимо достичь к отчетному году.
Пятый приоритет – реформа госслужбы и переход к набору сотрудников министерств по конкурсу.

Шестое – реализация нескольких приватизационных сделок. Здесь Медведев оговаривался, что план-график должен быть уточнен, а при продаже госактивов необходимо учитывать ситуацию на финансовых рынках.

В июне правительство уточнило план приватизации, а в октябре его снова скорректировало. От приватизации в 2012 году выручено более 200 млрд рублей. Самым проблемным активом оказался пакет 25% минус одна акция РЖД – он стоял в плане на 2012–2013 годы. Монополия выступает против. Минэкономразвития настаивает на продаже пилотного пакета в 5% в 2013 году. Скорее всего, сделка будет реализована не на открытом рынке – доля перейдет ВЭБу, говорили в Минтрансе.

Седьмой приоритет – обсуждение инициатив правительства в рамках «открытого правительства», а министерств – в рамках общественных советов этих ведомств. Общественные советы созданы в каждом ведомстве.

Социальные обязательства выполнены полностью, за исключением планов модернизации здравоохранения, говорит другой источник в аппарате правительства. «Эта программа реализована где-то на 80%, что связано с нехваткой финансирования в регионах», — сказал он. По словам источника, задача по повышению зарплат учителям и другим бюджетникам в целом выполняется. «Есть подводные камни — например, как распределять выплаты; есть опасение, что из-за манипуляций может произойти снижение зарплат учителей в начале следующего года», — указал он на возможные риски.

Зарплаты учителям будут повышены до конца года во всех регионах, прогнозирует главный экономист BNP Paribas Юлия Цепляева. По ее оценкам, в бюджете на 2013 год заложено повышение зарплат бюджетникам на 10–15%. «В начале этого года полицейским и другим силовикам повысили зарплаты так, что перекрыли планы», — говорит экономист.

«За этот пункт поставила бы пятерку», — отмечает она. В то же время Цепляева скептически относится к переходу на программный принцип планирования. «Часть из них задержана, часть уже принятых не принесла желаемого эффекта, а эффект – это экономия бюджета», — объясняет экономист. По словам эксперта, «ожидаемой революции не произошло».

Принятие сбалансированного бюджета на 2013–2015 годы с последовательным снижением ненефтегазового дефицита можно занести в плюс, отмечает экономист по России и Казахстану ING Commercial Banking в России Дмитрий Полевой.

«Частично предвыборные обещания Путина были встроены в бюджет за счет перераспределения расходов, а не их увеличения», — отмечает он.

Но сохраняются риски неисполнения бюджета в доходной части. В частности, это падение цен на нефть ниже прогнозных. Вторая проблема – нерешенность проблем пенсионной системы. Пока неясно, какие будут трансферты из бюджета в Пенсионный фонд, говорит эксперт. Дополнительным источником беспокойства могут стать расходы на оборону, безопасность и правоохранительную деятельность, некоторые финансисты ставят вопрос об их оправданности, говорит Полевой. «Здесь может находиться источник для оптимизации расходов на экстренный случай», — полагает он.